Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Государство просубсидирует кредиты

27 Апрель 2010 0 853 (с) and.kz

Праздник безудержного кредитования давно затих, но головная боль от него останется еще надолго. На начало марта 2010-го размер просроченной задолженности предприятий и населения перед банковской системой составил 1,2 трлн тенге, в том числе задолженность юрлиц - 951 млрд. Проблема со временем не рассасывается сама по себе, а, напротив, продолжает нарастать и требует системного государственного решения.

В марте на заседании Совета по экономической политике при правительстве был рассмотрен механизм снижения долгового бремени предприятий-заемщиков. В настоящее время пакет документов по решению этой проблемы находится в стадии согласования и принятия решения. Работа будет проводиться в рамках реализации второго направления «Дорожной карты бизнеса 2020» - «Оздоровление предпринимательского сектора». В качестве одного из главных и действенных механизмов решения проблемы с погашением банковской задолженности предложена схема частичного субсидирования из госбюджета ставок вознаграждения.

В 2010 году предприятиям, принявшим все условия участия в схеме оздоровления их финансов, будет предоставлен кредит в сумме до 3 млрд тенге. По решению Государственной комиссии по модернизации объем кредита на одного заемщика может быть увеличен.

Субсидирование процентной ставки будет осуществляться по кредитам, по которым банки снижают ставку вознаграждения до 12%, из которых 7% оплачивает предприятие-должник, а 5% компенсирует государство. Максимальный срок субсидирования составит три года.

Применение механизма частичного субсидирования ставки будет осуществляться при условии принятия предприятиями на себя следующих обязательств:

1) предприятия-должники добровольно и самостоятельно заявляют (принцип заявительности) об участии в программе. К заявлению предприятие прикладывает проект плана финансового оздоровления;

2) сбор заявок осуществляется Ассоциацией финансистов Казахстана (АФК), с каждым предприятием подписывается соответствующий меморандум о раскрытии информации (принцип прозрачности);

3) заявки рассматриваются предприятиями совместно с банками второго уровня под эгидой АФК (принцип открытости). Разрабатывается окончательный вариант плана финансового оздоровления;

4) после отбора материалы по предприятиям, согласовавшим программы финансового оздоровления, представляются в уполномоченный орган (МЭРТ), который вносит их на рассмотрение Государственной комиссии по модернизации экономики;

5) после принятия решения Государственной комиссией комбанки и АФК проводят мониторинг исполнения плана финансового оздоровления предприятий-участников.

Кроме частичного субсидирования процентной ставки стадию согласования проходят следующие инструменты оказания господдержки предприятиям-должникам:

● предоставление отсрочки по выплате налогов и других обязательных платежей (кроме индивидуального подоходного налога), сроком до трех лет без начисления пени;

● индивидуальные мероприятия в рамках плана финансового оздоровления предприятия. Принятие решений по индивидуальным мероприятиям будет рассматриваться рабочей группой правительства по финансово-экономическому оздоровлению.

Для банков второго уровня наличие плана финансового оздоровления предприятия-должника станет основанием для классифицирования его как финансово устойчивого должника, а это предполагает возможность снижения размера обязательных провизий против конкретного задолжавшего предприятия.

Главная проблема для банковской системы в этом направлении деятельности заключается в том, как получить возврат кредитов от предприятий строительства, торговли и непроизводственных услуг, у которых больше всего просроченной задолженности. Существует предположение, что многие относительно крупные предприниматели, которые работают или работали в этих направлениях, уже вывели свои финансы в безопасные (для них) офшорные зоны. Тем более что обязательства перед дольщиками в основном решены с использованием государственных финансовых ресурсов. Более мелкие предприниматели не располагают крупным уставным фондом и финансовыми активами. Они, вероятно, предпочтут банкротство. Тем более что оформить новое предприятие на третье лицо не составляет проблемы.

Вероятно, половина просроченной задолженности в этих направлениях кредитования будет списана банками за счет собственной прибыли и отчасти за счет реструктуризации внешнего долга отдельных казахстанских банков. Главное, чтобы она больше не накапливалась.

Справка:

В 2007-2009 годах произошло сдувание финансового пузыря в области кредитования экономики. Размер выданных казахстанским предприятиям кредитов от БВУ за этот период снизился в 2,3 раза - с 9,6 трлн тенге в 2007-м до 4,1 трлн в 2009-м. Соответственно, это привело к существенному сокращению объемов производства товаров и услуг и к накоплению просроченной задолженности перед банковской системой страны. На начало марта 2010-го размер просроченной задолженности предприятий и населения перед банковской системой составил 1,2 трлн тенге, в том числе задолженность юрлиц - 951,3 млрд, физлиц - 240,5 млрд.

В производственной сфере размер просроченной задолженности на начало марта 2010-го составил 511,1 млрд тенге, в том числе в промышленности - 83,9 млрд, в сельском хозяйстве - 80,5 млрд, в строительстве - 364,74 млрд, или 67,8% задолженности предприятий производственной сферы.

В сфере услуг накопление просроченной задолженности на начало марта 2010-го составило 680,6 млрд тенге, в том числе предприятиями транспорта и связи - 28,6 млрд, торговыми предприятиями - 266,1 млрд (39,1%), субъектами, оказывающими услуги, - 385,9 млрд (56,7%).

Таким образом, накопление просроченной задолженности на 83,8% образовалось в строительстве, торговле и сфере «прочие услуги». В соответствии с бизнес-регистром Агентства по статистике в названных отраслях зарегистрированы в основном предприятия малого бизнеса и частные предприниматели. Уставный фонд этих предприятий несоразмерен с теми объемами финансовых ресурсов, которыми оперировали собственники этих предприятий. Это стало главной причиной прекращения обслуживания кредитов, полученных от казахстанских банков. Вероятно, госорганы будут подходить к решению проблем в этих отраслях дифференцированно.

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123