Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Почему казахстанцы игнорируют интернет-банкинг?

9 Февраль 2010 0 780 (с) and.kz

Как показал опрос, проведенный 48% казахстанцев не пользуются услугами интернет-банкинга. Более того, около 22% наших сограждан вообще не слышали об этом сервисе. «&» разбирался, c чем это может быть связано.

В Казахстане не так много людей в повседневной жизни используют Интернет для оплаты услуг, говорит «&» начальник управления карточного администрирования банка «Хоум Кредит» Алима Шамуратова. По ее наблюдениям, сегодня люди используют Интернет в основном как новостной ресурс, средство общения и источник информации. «У нашего потребителя пока нет привычки заменять свои повседневные операции с деньгами интернет-услугами. Люди часто поступают по старинке, но надежно - вместо нескольких кликов мышкой им проще оплатить коммунальные услуги или услуги связи в кассе», - считает она.

По мнению г-жи Шамуратовой, проблема в том, что банки недостаточно активно продвигают эту услугу на рынке, как следствие, низкий уровень образованности клиента. «Потенциальный пользователь просто не имеет представления, что можно и нужно делать в финансовых порталах. Многих отталкивает зримая сложность процесса оплаты каких-либо услуг через Интернет. Вторая и немаловажная причина - люди боятся что-то делать виртуально. Им необходимо получить чек, расписаться вручную», - рассуждает собеседница. С ней солидарна начальник отдела продаж интернет-магазина flip.kz Марина Михель. По ее словам, мало того что клиенты не доверяют е-банкингу, сами банки предоставляют мало услуг, которые можно оплатить с помощью пластиковых карт. Так, в обороте магазина flip.kz доля средств, поступающих через Интернет, не превышает 5%.

Услуги е-банкинга весьма востребованы, но не имеют должного распространения, возражает начальник управления перспективных технологий Народного банка Тимур Имамбаев. По его словам, зачастую держатели карточек используют их только раз в месяц для снятия зарплаты, не подключаясь к системе интернет-банкинга. К тому же не все БВУ предоставляют услуги дистанционного обслуживания, и клиентам таких кредитных организаций е-банкинг физически недоступен.

Само по себе дистанционное банковское обслуживание - это лишь часть инфраструктуры, составляющими которой являются социум, технические средства и организационное обеспечение, говорит «&» менеджер проекта по внедрению дистанционного банковского обслуживания Альянс Банка Станислав Сяткин. «При наличии интернет-банкинга, но при отсутствии доступа к Интернету его ценность сомнительна. То же самое с социумом - большая часть населения республики подпадает под термин non banking population, то есть не потребляет банковские услуги. Соответственно, и наличие дистанционного банковского сервиса им не интересно», - отмечает он. Популярность е-банкинга напрямую связана с востребованностью банковских услуг в принципе, считает собеседник. Большая часть населения живет вдали от крупных региональных центров и даже небольших городов, продолжает г-н Сяткин, а самостоятельно достать инфраструктурой до отдаленных регионов - для банков непосильная задача.

Е-банкинг нужен не всем, соглашается председатель правления kaspi bank Михаил Ломтадзе. «Сегодня мы видим низкую востребованность даже банкоматов с функцией cash-in. Популярность интернет-банкинга будет расти со временем, так же как со временем люди привыкают пользоваться терминалами по оплате услуг сотовой и фиксированной связи», - сказал он «&».

Одна из причин слабой востребованности дистанционных банковских услуг - достаточно низкий уровень сервиса по настройке интернет-банкинга для корпоративного сектора, считает гендиректор творческой группы «Весна» Софья Буланова. «Чтобы произвести установку программы, приходится самому становиться в какой-то степени специалистом, узнавать много сложных терминов, изучать детали работы компьютеров и браузеров. Возникают технические сложности с отображением букв казахского алфавита», - рассказывает она.

По мнению г-жи Булановой, развитию услуги помогло бы снижение тарифов на пользование Интернетом, упрощение процедуры инсталляции и обслуживания, более удобный интерфейс. Для юридических лиц, пользующихся е-банкингом, - предоставление дополнительных преимуществ, к примеру возможность отправлять платежи в нерабочее время. Партнерские или бонусные программы, внедряемые банками совместно с поставщиками услуг и продавцами, также могли бы стимулировать спрос, добавляет г-жа Михель.

Нужно развивать такие банковские продукты, как карточки и счета, поднимать культуру использования карточных продуктов, считает г-н Имамбаев. «Владельцы карт должны использовать интернет-банкинг не только для единовременного снятия денег, но и для оплаты товаров и услуг, совершения переводов. Для этого банкам необходимо постоянно расширять перечень банковских услуг, доступных через Интернет, и более активно информировать своих клиентов», - говорит он.

В первую очередь необходимо развивать банковскую культуру среди населения и поднимать уровень доступности Интернета, полагает г-н Сяткин. С другой стороны, прогрессу е-банкинга препятствуют определенные системные ограничения вроде среднего уровня жизни в стране. «Часть казахстанцев живет за чертой бедности или около нее. Таким людям недоступно кредитование, им нечего хранить на депозитах. Соответственно, и банки им ни к чему», - резюмировал г-н Сяткин.

Справка:

По данным исследовательской компании ICT-Marketing, на конец 2009 года количество интернет-пользователей в Казахстане составило 3,16 млн человек, или 19,8% населения. За минувший год размер интернет-аудитории в республике увеличился более чем на 30%.

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123