Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Автокредиты: любо, но дорого

28 Июнь 2009 0 754 (с) profinance.kz

С 15 июля в Казахстане вступает в силу запрет на ввоз автомобилей, не соответствующих европейским экологическим стандартам. Это российские машины старше 3 лет, китайские - старше 5 и европейские - старше 12. Запрет продиктован тем, что в стране начинает действовать экологический стандарт Евро-2, который регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах. Старые автомобили, ввезенные в республику до 15 июля, под запрет не попадают и могут эксплуатироваться до полного износа. При этом планируется, что экологические стандарты будут поэтапно повышаться - Евро¬-3 стартует с 1 января 2011 года, а стандарт Евро-¬4 будет введен в 2014 году. То есть всего через несколько лет приток в Казахстан автомобильного секонд хэнд сократится до минимума, это будут почти новые и, соответственно, не самые дешевые машины.
По большому счету все меры, направленные на сокращение импорта подержанных автомобилей преследуют одну главную цель - урегулирование трафика в перегруженных транспортом крупных городах, особенно в Алматы и Астане. Хотя очередные ограничительные меры обычно объясняются и другими, более «благородными» мотивами. Например, при запрете на ввоз праворульных автомобилей - соображениями безопасности. При запрете на ввоз старых машин - экологическими требованиями. При повышении таможенных пошлин - поддержкой отечественного автосборочного предприятия и пополнением бюджета.

Но даже и без всяких административных мер импорт подержанных автомобилей значительно сократился в прошлом году из-за кризиса. Так, если в 2007 году в РК было ввезено 310 тыс. б/у автомобилей на $887 млн., то в 2008 году - только 119 тыс. на $412 млн. То есть в количественном выражении объем поставок уменьшился на 62%, в денежном - на 54%.

Если сравнивать показатели января-марта, то в 2008 году за этот период в страну было импортировано 35 тыс. подержанных авто на $140 млн. А в первом квартале 2009 года - 19 тыс. на $70 млн. Сокращение - порядка 50% как в количественном, так и в денежном выражении. При этом если средняя таможенная стоимость одного ввезенного подержанного авто в начале 2008 года составляла $4 тыс., в начале 2009 г. - $3,6 тыс., то есть дилеры, учитывая падение спроса на рынке, стали завозить в страну более дешевые машины. Кстати, при рассмотрении этой цифры нужно принимать во внимание, что импортеры обычно занижают стоимость ввозимых автомобилей для того, чтобы сократить размер уплачиваемой таможенной пошлины.

Что же касается географии поставок, то здесь ситуация не изменилась. В пятерке лидеров по-прежнему: Япония, Германия, США, Великобритания и Корея. Причем, если по числу импортированных машин уверенно лидирует Германия, то по стоимости - Япония. Примечательно, что, судя по таможенным декларациям, единица японского секонд хэнда стоит дороже, чем немецкого, что очевидно связано со стоимостью транспортировки.

В прошлом номере мы уже писали о том, как сократился импорт новых автомобилей и каковы сегодня условия покупки нового авто в кредит. По подержанным машинам ситуация в целом похожа. Объемы продаж снижаются, условия кредитования ужесточаются, но все же возможность взять машину в кредит есть и сейчас.

Для банков сейчас это очень рискованный продукт. Во-первых, потому что платежеспособность населения снижается и мы видим, что просроченная задолженность по потребительским кредитам быстро растет. Во-вторых, потому что залоги физических лиц сегодня мало ликвидны. Обычно заемщики могут предложить в залог банку приобретаемый автомобиль или недвижимость. Но в настоящее время и то и другое на рынке плохо продается.

Автокредиты временно не выдают Альянс, Темир, Каспий и Нурбанк. БТА Банк выдает ссуды только на приобретение новых автомобилей, а покупку бэушных не кредитует. Таким образом, из 10-ки крупнейших казахстанских банков продолжают поддерживать авторынок Казкоммерцбанк, Народный банк, Банк ЦентрКредит, АТФ Банк и Евразийский.
Условия кредитования подержанных авто, в среднем по рынку не слишком сильно отличаются от условий кредитования покупки новой машины в салоне. Причем декларируемые ставки колеблются от 6% до 30%. Ушли в прошлое кредиты, по которым можно было вносить первоначальный взнос в размере 10% или вовсе не вносить никакого взноса. Теперь каждый банк требует от заемщика внести не менее 30% от стоимости приобретаемого автомобиля. И то, это условия, предлагаемые идеальным заемщикам с подтверждением высоких доходов и отличной кредитной историей. Для остальных первоначальный взнос может быть значительно выше.

Примечание: Альянс банк, Темiрбанк, kaspi bank и Нурбанк приостановили автокредитование, БТА Банк автокредитованием поддержанных автомобилей не занимается

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123