Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

О франчайзинге в Казахстане

13 Июль 2010 10 8159 (с) mln.kz

Немногие люди точно знают, что такое «франчайзинг», но при этом практически ежедневно сталкиваются с этим «бизнес-продуктом», когда решают купить баночку охлаждающего напитка из серии «Кола» или поесть пиццу в «приличном кафе».

«Некоторые иностранные продукты «пришли» в Казахстан еще при Советском Союзе, - говорит генеральный директор Агентства по франчайзингу Вячеслав СИДЕЛЬНИКОВ. - И все благодаря франчайзингу». Вот о нем и поговорим.

- Вячеслав Васильевич, насколько сегодня развита система франчайзинга в Казахстане, когда отечественные предприятия покупают право развивать бизнес под известным в мире брендом?

- Два года назад в Казахстане присутствовало 150 иностранных брендов, а на сегодняшний день уже 350! Это хороший показатель. В Казахстане есть закон о франчайзинге, такой закон есть не во всех странах. Есть фонд поддержки предпринимательства «Даму», который объявил приоритет на кредитование франчайзинговых отношений.

Также существует наше агентство франчайзинга, которое, как вы уже заметили, неоднократно проводит Выставку франшиз. Причем, с каждым годом, несмотря на кризис, форум становится все ярче: увеличивается количество экспонентов, проходимость. Нужно еще отметить: растет количество и казахстанских франшиз. В прошлом году было всего две или три компании, которые хотели бы представить и продать свои франшизы партнерам в других регионах или других странах, а в этом году их было не менее десяти.

- Какие преимущества получают предприниматели от франчайзинга?

- Всегда надо сравнивать. Допустим, предприниматель решил открыть салон красоты, несмотря на то, что никогда особо этим не занимался. Он начнет все с нуля. Будет натыкаться на массу сложностей. И даже если у него все получится, то на то, чтобы название его компании или салона стали брендом, потребуется много времени. А приобретение франшизы позволяет быстро открыть салон красоты, открыть его качественно, под известным торговым знаком. Открытие бизнеса на условиях приобретения франшизы, как правило, дает быстрый и положительный результат.

- Многие полагают, что франчайзинг ограничивается непосредственно предприятиями общественного питания, так ли это? Имеются ли франшизы в других областях?

- Да, конечно, наиболее яркие примеры франчайзинга - все знают компанию Baskin Pobbins, опять же Coca-Cola, Pepsi, Mcdonalds, Pizza Hut. Реже встречается производственный франчайзинг, потому что это другая система, в ней много описательных процессов, их трудно передать. Но и такие случаи бывают. Например, в Караганде успешно работает предприниматель Камал Исабеков. Он несколько лет назад приобрел американскую франшизу Tiffany Marble. Это производство изделий из литого камня для кухонных гарнитуров, наружной отделки домов, разных видов кафеля и т.д.

В мире около 20 тыс. различных франшиз, из них примерно 30% занимает общественное питание, еще 30% - услуги различных видов, примерно 20% в сфере услуг именно автомобилей, это продажа различных аксессуаров, производство и реализация автомобилей, сервисное обслуживание, и всего около 10% занимает производственный франчайзинг.

- Предприниматель решает создать бизнес на основе франчайзинга, каковы его действия?

- Сегодня такое время, когда любой человек владеет интернетом. И скорее всего, информацию о том, что такое франчайзинг, какие есть предложения по продаже франшиз, он ищет в Сети. Можно, конечно, найти прямые контакты франчайзеров и непосредственно выйти на них.

А можно воспользоваться «площадкой для сделок» - Выставкой франшиз, чтобы заключить удачную сделку. Увы, не каждый предприниматель уверен в своих навыках переговорного процесса, в юридической компетенции и т.д. и у него часто возникают вопросы, хороша ли эта франшиза, приживется она у нас или нет, в какой форме нужно заключать договор? А наша работа помогать таким предпринимателям, учить их, как правильно нужно заключать договор, какие вопросы обсуждать в процессе переговоров и т.д.

- Трудно ли начинающему бизнесмену приобрести франшизу за границей?

- На то она и франшиза - она ищет своего покупателя. Если человек знает иностранные языки, то ему и переводчик не требуется. Единственная реальная сложность - крутые франчайзеры в европейских странах еще мало знают о Казахстане, в первую очередь им интересен рынок России, Украины.

- Почему никто не может купить франшизу у Mcdonalds?

- В Казахстане желающих приобрести франшизу у Mcdonalds довольно много. Но Казахстан находится по стратегическому маркетингу на отдаленном месте. Все происходит своим чередом, скоро дойдет и до нас. Ведь поставки нужно контролировать, а это будет нелегко. Mcdonalds - это не просто ресторан, там должны быть квалифицированные специалисты, продукты должны быть европейского уровня, высокого стандарта, и их нужно производить на месте.

Взять Pizza Hut - открываться им было нелегко, они многие ингредиенты возят издалека, но открылись, пошли на этот шаг. Сейчас они работают с поставщиками, следят за качеством. Поэтому хоть Mcdonalds пока и не пришел, но зато пришла Pizza Hut, это уже, продвижение больших брендов к нашему рынку.

- Какие трудности возникают при открытии нового предприятия?

- Это все те трудности, которые преследуют любого предпринимателя. Это трудности по кредитам, налоги, дефицит необходимых помещений, недостаток квалифицированных кадров. Но если у участников франчайзинговых отношений возникают конфликты, недопонимание, то наша ассоциация готова участвовать в урегулировании споров.

- Какие новые проекты ждут нас в этом году?

- Я думаю, развитие будет идти в разных отраслях. Я не могу сказать, какой новый бренд будет следующим, потому что с каждым клиентом мы работаем конфиденциально. Если он к нам обратился, мы ему поможем до той поры, пока он не открылся. И только тогда сделаем презентацию.

- Какое будущее вы видите у франчайзинга в Казахстане?

- На сегодняшний день доля франчайзинга в казахстанском предпринимательстве составляет всего 3%, но к 2015 году, как мы подсчитали, она может достигнуть 35%. Это уже серьезный рубеж - например, в развитых странах эта доля равна 50%. Что касается непосредственно отечественных франшиз, то пока их 25. Через пять лет их количество может достичь 60.

Юлия КВОЧКИНА,
Ксения ПЕТРУХИНА

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123