Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Марченко - о новых задачах финсектора

15 Март 2010 0 689 (с) dknews.kz

С 5 февраля экономика живет в новом валютном коридоре, установленном Нацбанком. Хотя, как представляется, страна на смену коридора особенно и не отреагировала.

Напомним, до 5 февраля рамки коридора были обозначены на отметке 150 тенге +/- 5 тенге, а с этой даты и по 20 марта 2011 года стоимость доллара будет колебаться в зависимости от спроса рынка в интервале 127,5 - 165 тенге за единицу американской валюты. Тем не менее сейчас валюты движутся, не выходя за рамки коридора прошлогоднего: на 9 марта рыночный курс составил 147,2 тенге за доллар. В целом же нынешнее настроение рынка и общества разительно отличается от эмоционального накала годичной давности. Что, очевидно, тоже можно считать значимым итогом антикризисных мер, предпринятых правительством, Нацбанком, АФН. И хотя тема девальвации все еще находится в числе обсуждаемых, экономика уже движется дальше, решая задачи посткризисного развития. Еще одна характерная особенность нынешней ситуации: стратегии правительства, Национального банка, АФН обозначены четко и неукоснительно выполняются. Что само по себе является фактором стабилизирующим, сводящим к минимуму тревожные ожидания. И это тот фон, который позволяет в спокойной атмосфере устранять посткризисные проблемы экономики.

Ну а более подробно о том, какие задачи предстоит решать финансовому сектору в наступившем новом году (отсчет которого, вероятно, стоит вести от даты нового коридора), мы говорим с председателем Национального банка Григорием МАРЧЕНКО.

- Григорий Александрович, первого февраля президент утвердил Концепцию посткризисного развития. И одно из поручений, данное главой государства Нацбанку, касается выработки «оптимального механизма раннего выявления и предотвращения накапливания дисбалансов, возникновения «пузырей на рынках реальных и финансовых активов, а также минимизации системных рисков финансового сектора. На какой стадии эта работа и каковы принципиальные подходы Нацбанка - «центрального органа, ответственного за обеспечение финансовой стабильности?

- Хочу сразу обратить внимание на то, что усиление роли центральных банков в настоящее время является общей тенденцией для стран, в которых действует схема регулирования с разделением функций центрального банка и регулятора. Основной ошибкой регулирования, которая в значительной мере усугубила влияние кризиса, была дискретность (прерывистость) регулирования финансового сектора и иных секторов экономики. Опыт мирового кризиса показал, что эффективность регулирования финансовой системы в значительной мере зависит от системности и комплексности подхода. Иными словами, при регулировании финансовой системы должен учитываться целый ряд факторов, влияющих на финансовую систему и экономику в целом. В связи с этим ведущие страны мира в настоящее время централизуют функции по обеспечению финансовой стабильности. При этом основными ведомствами, ответственными за финансовую стабильность, становятся центральные банки. По аналогичным причинам усиливается и роль Национального банка в Казахстане.

Кроме того, в функции центрального банка входит предоставление ликвидности финансовым институтам и в случае ряда стран их фондирование. Это требует централизации принятия решений как по прямой поддержке ключевых субъектов финансового рынка, так и их регулирования. Национальный банк будет более активно участвовать в принятии решений по регулированию финансового сектора и системообразующих институтов. В частности, будут разрабатываться основные направления регулирования и целевые параметры регуляторных мер.

Если раньше при регулировании финансовой системы и, в частности, банковского сектора не учитывался ряд взаимосвязей между финансовым и реальным секторами, то разрабатываемая в настоящее время модель регулирования предполагает, что будет учитываться весь комплекс рисков, локализующихся как в финансовом, так и в реальном секторах экономики. Вопросы обеспечения финансовой стабильности с использованием макропруденциального регулирования будут решаться комплексно с учетом системного видения проблем.

- Банки накопили высокую долларовую ликвидность. Однако пока рано говорить о посткризисном росте объемов кредитования, особенно среднесрочного и долгосрочного. На пресс-конференции в Астане вы заявили, что первоочередной задачей на 2010 год является стимулирование кредитования. О каких мерах идет речь?

- Меры, предпринятые Национальным банком на протяжении последних двух лет, способствовали стабилизации ситуации в банковском секторе страны. Это сопровождалось ростом резервов, которые банки накопили в инструментах НБ РК, - депозиты, краткосрочные ноты, корреспондентские счета. По состоянию на конец февраля этот объем оценивается около 1,9 трлн. тенге (12,6 млрд. долларов США). За последние 12 месяцев ликвидность банков выросла более чем в 3 раза. При этом вопрос аккумулирования избыточных резервов банков в Национальном банке стал актуальным во 2-й половине 2009 года. В этих условиях Нацбанк начал предпринимать меры, с тем чтобы эти средства были направлены на увеличение внутреннего кредитования. В этих целях были снижены ставки и увеличены сроки по выпускаемым краткосрочным нотам и привлекаемым от банков депозитам.

Кроме того, с 10 августа прошлого года Национальный банк приостановил размещение краткосрочных нот со сроком обращения 1 месяц и приступил к размещению нот со сроками обращения 3 и 6 месяцев с целевой доходностью 2,9% и 3,3% (+/-0,1%) соответственно. Также с 10 августа 2009 года НБ РК привлекает от банков депозиты сроком на 7 дней и 1 месяц. Ставки по этим операциям в августе-декабре 2009 года постепенно снижались. В настоящее время они составляют 0,5% по 7-дневным депозитам и 1,0% по 1-месячным депозитам.

В текущем году Национальный банк будет предпринимать меры, способствующие эффективному управлению ликвидностью. При этом ставка по депозитам будет устанавливаться на минимально возможном уровне, с тем чтобы дестимулировать банки в накоплении свободных ресурсов на депозитах в Национальном банке.

- Ставка рефинансирования в 2009 году снижалась семь раз. А в наступившем году сохраняются основания для ее дальнейшего понижения и изменения уровня МРТ? И почему пример Нацбанка «не заражает» банки второго уровня понижательной тенденцией?

- Официальная ставка рефинансирования пересматривается и устанавливается Нацбанком в зависимости от общего состояния денежного рынка, спроса и предложения по займам, уровня инфляции и инфляционных ожиданий. Мы стремимся сохранить официальную ставку рефинансирования слабо положительной в реальном выражении, т.е. выше годового уровня инфляции. Таким образом, динамика официальной ставки рефинансирования в 2010 году будет зависеть от уровня инфляции. Так, за январь-февраль 2010 года инфляция составила 2,3%; годовая инфляция по итогам минувшего февраля сложилась на уровне 7,4%, повысившись с 6,2% в декабре 2009 года.

Поскольку официальная ставка рефинансирования в настоящее время равна 7%, то основания для ее снижения отсутствуют. Но в случае, если по итогам марта 2010 года не произойдет замедление инфляционных процессов, то не исключается повышение официальной ставки рефинансирования.

Нормативы МРТ в настоящее время находятся на весьма низком уровне, и для большинства банков их выполнение не представляется затруднительным. Поэтому дополнительное снижение нормативов никак не отразится на кредитной активности банков. Кроме того, с 30 ноября 2009 года были установлены отдельные нормативы МРТ для банков второго уровня, находящихся в процессе реструктуризации долга, в размере 0% для внутренних обязательств и 0% для иных обязательств банка. Оснований для дальнейших снижений нормативов МРТ нет.

Что же касается процентной политики банков, необходимо отметить, что Национальный банк осуществляет регулирование только краткосрочной ликвидности банков. В этой связи не стоит ожидать, что снижение официальной ставки рефинансирования приведет к соответствующему снижению ставок по кредитам банков. Поскольку их уровень не зависит напрямую от уровня официальной ставки рефинансирования НБ РК, а определяется, исходя из ситуации, складывающейся на рынке. В том числе уровня инфляции, кредитных рисков. И пока риски кредитования остаются высокими, ожидать снижения рыночных ставок не приходится.

- Инфляцию часто называют расплатой за экономический рост. В январе цены начали расти. Был ли обусловлен рост позитивными подвижками в экономике, и сохраняет ли Нацбанк прежний прогноз по инфляции 6-8% на конец 2010 года?

- Инфляция в январе-феврале 2010 года составила 2,3%. При этом основной прирост цен пришелся на январь (1,4%). Рост потребительских цен в январе-феврале 2010 года был обусловлен главным образом немонетарными факторами, которые не отражают изменения макроэкономической ситуации. А также сезонным ростом цен на отдельные товары. При этом в январе 2010 года рост инфляции был вызван удорожанием услуг жилищно-коммунальной сферы, тогда как в феврале 2010 года наблюдался рост цен на продовольственные товары. В результате по итогам февраля 2010 года годовой уровень инфляции составил 7,4% (в декабре 2009 года - 6,2%).
Ожидается, что в последующие месяцы 2010 года ситуация на потребительском рынке стабилизируется. Этот процесс будет сопровождаться постепенным замедлением инфляции. Такому обстоятельству будет способствовать ограниченное влияние фундаментальных факторов инфляции. Учитывая эти факторы, думаю, в настоящее время нет необходимости менять прогноз по инфляции. В 2010 году она ожидается в пределах 6-8% в годовом выражении.

- Как вы относитесь к идее повышения уровня государственного регулирования цен? Ее сторонники приводят в качестве примера Швецию, где около 50 процентов цен регулируются государством, в США этот показатель оценивается на уровне 5-10%, Россия, к примеру, вводит ценовое регулирование на рынке фармацевтики.

- В Казахстане регулируются цены на товары и услуги, производимые предприятиями - естественными монополистами.

- В Казахстане регулируются цены на товары и услуги, производимые предприятиями - естественными монополистами. Среди этих товаров и услуг можно выделить услуги жилищно-коммунальной сферы, транспортные услуги. Их доля в структуре индекса потребительских цен составляет немногим более 20%.

Также иногда правительство прибегает к административным мерам по ограничению роста цен на товары и услуги. Вводя, в частности, временный запрет на экспорт отдельных видов товаров, повышение таможенных пошлин и т.д. Несмотря на то что данные меры не всегда воспринимаются положительно, в некоторых случаях они являются действенными. Однако следует отметить, что они носят краткосрочный характер, как правило, они принимаются на срок от нескольких месяцев до 1 года, пока ситуация в экономике не стабилизируется.

- Памятуя уроки первых двух волн кризиса, теперь многие смотрят на внешние события не как на чужие проблемы, а потенциальные угрозы, способные доставить проблемы и нашей экономике. Так, недавно в мировой экономике появились страны PIGS (Португалия, Италия, Греция и Испания) и страны Stupid (Испания, Турция, Великобритания, Португалия, Италия и Дубай). Обе аббревиатуры в английском языке складываются в обидные прозвища. На ваш взгляд, это просто форма сарказма западных острословов или обозначение потенциальной угрозы?

- Думаю, названия для этих групп - не более чем аббревиатуры стран, входящих в них. Но отмечу, что для обеих групп этих стран характерна схожая проблема - большой размер дефицитов бюджетов. И понятно, что их продолжающийся рост порождает дефолтные ожидания в отношении этих стран.
Одной из потенциальных угроз является обвал курса евро. Так, после того как по итогам экстренного саммита ЕС и специальной встречи министров финансов стран-участниц зоны евро не было принято внятной программы помощи Греции, наблюдалось заметное ослабление курса единой европейской валюты.

Мотивы такого подхода лидеров ЕС и валютного союза понятны: если дать Греции недостающие ей 54 млрд. евро без навязывания непопулярных мер, то в очередь за деньгами тут же выстроятся и остальные страны PIGS.

В свою очередь дефолт хотя бы одной страны из этой группы может стать тем камнем, который может привести к лавине очередного кризиса. Таким образом на нынешнем этапе очень важной и сложной задачей является предотвращение реализации имеющихся рисков этих стран.

- Какие направления стабилизационного характера будут основными в текущем году?

- В целом пакет антикризисных мер, реализованный в рамках выполнения принятого 25 ноября 2008 года Плана совместных действий пра¬вительства, НБ РК и АФН по ста¬билизации экономики на 2009 - 2010 годы, позволил преодолеть ряд наиболее опасных последствий кризиса. В частности, дефицит кредитования по наиболее важным отраслям экономики и избежать их коллапса вследствие недофинансирования. Что касается деятельности по стабилизации экономики и преодолению последствий кризиса в 2010 году, то здесь мы четко обозначили пять основных направлений.

Первое. Поддержание курсовой устойчивости тенге и необходимого уровня ликвидности денежного рынка.

Второе. Ускорение процессов оздоровления балансов банков и их «очистка» от некачественных активов.

Третье. Выработка комплекса мер, которые простимулируют кредитную активность банков на посткризисном этапе развития.

Четвертое. Переход к контрциклическому регулированию и усовершенствование системы риск-менеджмента в финансовых институтах.

Пятое. Выработка комплекса мер, снижающих уровень экономических дисбалансов и системных рисков.

При этом я считаю, что полностью отказываться от прямой поддержки банковского сектора в 2010 году не стоит, поскольку господдержка позволяет преодолеть дефицит фондирования банков. Но при этом необходимо постепенно сокращать объемы госпомощи и стимулировать процесс поиска банками новых источников фондирования.

Алевтина ДОНСКИХ

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123