Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Единый бланк автополиса введут в 2011 году

17 Май 2010 0 990 (с) and.kz

Уже с 1 января 2011 года в Казахстане вводится единый образец полиса обязательного страхования автовладельцев.

Как рассказала «&» начальник управления инспектирования департамента надзора за субъектами страхового рынка и другими финансовыми организациями АФН Айгуль Жуматаева, сегодня уже разработана единая форма полиса. В частности, есть постановление АФН, где прописаны четкие требования к единому бланку, начиная со степеней защиты и заканчивая номерами используемой для печати краски.

«Распечатка полиса со следующего года будет производиться непосредственно из единой статистической базы данных (ЕСБД). Это значит, что помимо номера самого бланка полиса на нем будет указан номер из базы. Так что теперь в любой момент по этому номеру можно будет проверить наличие регистрации в ЕСБД», - пояснила она.

По словам регулятора, основная цель этого нововведения - пресечь распространение фальшивых страховых полисов. Напомним, что по некоторым оценкам страховых компаний, до 20% автовладельцев разъезжают по Казахстану с «липовыми» полисами.

Введение единого бланка - это необходимая и своевременная мера, считает один из инициаторов идеи, страховой обмудсман Виталий Веревкин. По его информации, аналогичную меру уже успешно внедрила Украина. На Западе подобная система контроля действует уже давно, и весьма успешно.

«Изменения, которые мы претворяем в жизнь в Казахстане, продиктованы положением, сложившимся на нашем рынке. Давайте вспомним ситуацию с клиентами СК «Алтын полис», когда, грубо говоря, из 100 человек реально переоформить полис могли только 45, остальным же было отказано, потому что бланки их полисов в большинстве своем были нелигитимными», - привел данные «&» омбудсман.

Введение единого образца, уверен г-н Веревкин, позволит решить проблему с продажей поддельных полисов. В Казахстане сегодня около 40 компаний, и у каждой свой бланк, свой формат, своя цветовая гамма и степени защиты, рассказывает собеседник. Из-за такого разнообразия сложно определить, где настоящие, а где поддельные бланки. «Я сторонник того, чтобы формат полиса был единым, тогда каждый инспектор дорожной полиции и непосредственно сам застрахованный будут знать настоящий полис «в лицо», - уверен собеседник.

Идею введения единого бланка поддерживают и сами проф¬участники рынка. В частности, они опасаются, что из-за последних изменений в законодательстве может произойти увеличение случаев подделок. Председатель правления СК «Коммеск-Омир» Владимир Жеребятьев напоминает, что штраф за отсутствие обязательного полиса автовладельца увеличился с 9 тыс. до 28 тыс. тенге. Собеседник опасается, что это ужесточение может привести к очередному всплеску числа фальшивок на рынке. «Мы не исключаем такого развития событий. Чтобы предупредить эту ситуацию, необходимо ввести единый полис», - отмечает г-н Жеребятьев.

Вместе с тем профучастники обращают внимание и на не¬удобства, которые может вызвать данная мера, в частности необходимость печатать полисы в одной типографии. Напомним, что согласно предварительным обсуждениям данная функция закреплена за банкнотной фабрикой. «Новая мера АФН может вызвать массовый поток и очереди на банкнотную фабрику. Не исключено, что большинство компаний столкнутся с дефицитом полисов», - высказал «&» свои опасения председатель правления СК «Сентрас Иншуранс» Талгат Усенов.

По его оценке, подобная ситуация несет определенные риски, поскольку ограниченное количество бланков может привести к сложностям в обслуживании клиентов. «Это может сказаться на оперативности. Конечно, с одной стороны, можно сразу заказать большую партию полисов, тем самым защитив себя от возможного дефицита. Но, с другой, - делая единовременный большой заказ, компании вынуждены нести большие расходы сразу, что не все могут себе позволить», - пояснил свою позицию собеседник.

Еще одно негативное последствие, которое может произойти после введения единых бланков, - рост стоимости страховых полисов.

«Казахстан уже пережил внедрение единого бланка полиса. Лет семь-восемь назад была аналогичная ситуация. У каждой компании имелся свой бланк и формат полиса, затем было принято решение, что фабрика Гознака будет выпускать единые бланки. Но возникло несколько серьезных проблем. Во-первых, страховщикам нужно было заказывать бланки как минимум за месяц вперед. Во-вторых, имелся типографский брак, в частности с нужных строк смещались имена, серии автомобилей и т.д. И, самое главное, поскольку Гознак был монополистом, он в десятки раз взвинтил цены. То же самое может произойти и на этот раз», - перечислил возможные риски директор представительства ОАО «СОГАЗ» в РК Сергей Лаврентьев. Чтобы не допустить этого, собеседник предлагает регулятору на законодательном уровне опубликовать постановление, в котором будет указан четкий ценовой порог.

Эти опасения не разделяет председатель правления СК «Лондон-Алматы» Ергали Бегимбетов. По его оценке, если и произойдет рост стоимости полисов, то он будет незначительным. «Я не вижу в таком нововведении никакой опасности ни для страховых компаний, ни для их клиентов. Даже если и будет какое-то удорожание, то оно не должно сильно отразиться на компаниях, а тем более на потребителе. Не забывайте, что полис клиенту выдается страховщиком бесплатно и взимать деньги за него мы не имеем права», - уверяет г-н Бегимбетов.

Собеседник одобрил идею использования банкнотной фабрики в качестве единственного оператора по выпуску бланков. По его мнению, это придаст бланку соответствующий статус, приравнивающий его к банкнотам. «Стороннее изготовление таких полисов будет серьезно караться законом. Это поуменьшит число желающих как подделывать полисы, так и приобретать фальшивки», - резюмирует г-н Бегимбетов.

Алия Адамбаева

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123