Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Банки стали сговорчивее

26 Июнь 2009 0 918 (с) dknews.kz

Еще два года назад они не горели желанием искать компромиссы и нелюбезно общались с должниками, теперь же диалог все-таки налаживается, - считает президент Независимой ассоциации предпринимателей и глава общественного объединения «Наш дом Казахстан» Талгат Акуов. По крайней мере, сейчас обе стороны пытаются искать компромисс без забастовок, голодовок и потасовок. Хотя этот накал во многом снижен временным мораторием правительства на продажу залоговой недвижимости «с молотка», но проблема никуда не делась.

- Все понимают, что она возникла не только по вине исключительно банков или заемщиков, - уверен лидер активистов. Последние поддались кредитной эйфории прошлых лет, когда все скупали земли и недвижимость. Вина же банков в том, что подогревали интерес. Есть люди, у которых ничего не было за душой, но они получали большие кредиты - банки давали их буквально всем подряд, не спрашивая, чем клиент занимался. И только сейчас банкиры начинают трезво оценивать ситуацию. А ведь мы в свое время предупреждали, что проблема будет только шириться.

В чем-то ситуация напоминает лечение болезни антибиотиками. Если заниматься самолечением и обойтись всего парой уколов, велик риск мутации вируса, и тогда лечить его становится гораздо сложнее. Директор юридического департамента общественного объединения «Наш дом Казахстан» Николай Комаров рассуждает воистину как врач:

- Мы начинали решать проблему многими громкими мероприятиями - митинговали, пикетировали банки, устраивали голодовки. То есть пытались решить радикальными методами, но проблема оказалась глубже и сложнее, чем она нам ранее казалась. Сегодня мы перешли в правовое поле работы (ведь раньше нас банки обвиняли в митинговщине) и работаем индивидуально с каждым заемщиком. Мы уже получили ряд отсрочек, но считаем, что этого недостаточно и банки должны более активно идти навстречу. Да, многие начали работать в позитивном ключе, но в целом мы пока работам с малым КПД. Как его повысить со стороны банков и с нашей стороны? Главная претензия к банкам, которую озвучили юристы, - стиль ведения дел...

- Многие банки пытаются игнорировать - не отвечать. Мы, используя Конституцию, заставляем это делать через прокуратуру. Пытаются обойтись отпиской - мол, это банковская тайна. Но мы все равно добиваемся информации, потому что человек не просто так к нам приходит, а дает нотариально заверенную доверенность. Мы официально представляем его интересы, а не просто потому что мы добрые сердечные люди. Есть еще вариант: отвечают, но отсрочки все равно не дают. Они не думают - если человек не платит, то проблемы не только у заемщиков, но и у банков.

Впрочем, новых вариантов полюбовного решения защитники пока не предложили. Первый, как уже не раз упоминалось в прессе, - государство выкупает жилье и сдает человеку в аренду.

- Таким образом, деньги все равно возвращаются к тому, кто их дал. Однако Фонд стрессовых активов, который должен был этим заниматься, до сих пор не работает, хотя набраны сотрудники, офис есть и деньги перечислены.

Также мы предлагаем банкам давать отсрочку при минимальном платеже. Мы не говорим, что человек вообще не должен платить, нет, он будет это делать, но дайте возможность свою платежеспособность как-то улучшить. Еще вариант - человек решил отдать залог. Как действуют банки, если им это невыгодно? «Нет, мы не возьмем залог, плати». И снова тупик - банк не получает денег, ипотечник подвис.

Проблема в том, что никто из нас не знает, когда закончится кризис. И если банки сейчас потеряют заемщиков, они потеряют всех потенциальных будущих клиентов. Пока многие договора заключены так, что все права у банков, а у заемщиков прав вообще никаких, кроме как единственная обязанность - «плати!».

Сами банкиры-заимодавцы с этим непопулярным мнением не согласны. Впрочем, понять их можно: банкам тоже приходится рассчитываться с иностранными кредиторами, а если человек, взявший в долг, не рассчитал своих сил, это его проблемы. Свои обязательства - дать деньги - банк выполнил. Выполнять свои обязана и вторая сторона. Как говорится, добро пожаловать в капитализм.

Начальник управления по работе с проблемными займами Альянс Банка Ерик Шарипбаев утверждает: «Мы никаких мероприятий по заемщикам с единственным жильем не проводим, а более половины обратившихся к нам клиентов получили отсрочки платежей и возможность реструктуризации».

Адилет Кожамбаев, глава управления посткредитного обслуживания «БТА Ипотека», тоже считает - его организация делает все возможное.

- У нас создано отдельное подразделение, которое работает с клиентами, оказавшимися в непростой ситуации. Мы предлагаем несколько схем отсрочек в зависимости от ситуации: у кого-то непростая ситуация в семье, кто-то потерял работу, бывает, женщина уходит в декрет и теряет заработок.

У нас одна только просьба: чтобы мы предложили схему, нам нужно лично пообщаться с клиентом, а не просто вслепую, заочно дать отсрочку по письму от объединения. В заявлении и письме непонятно, как именно изменилась ситуация у человека.

С этим требованием адвокаты готовы поспорить. «Мы полностью и очень подробно описываем кредитную историю, - говорит Николай Комаров. - А к письму прикладываем и все копии нужных документов - договора и доверенности. То есть интересы ипотечника мы предоставляем на законном основании».

Просьбу являться самолично регулярно озвучивают большинство сотрудников банков. Стеснительность - отнюдь не доблесть должника. Впрочем, участие в объединении «Наш дом Казахстан» (которое включает в себя три - «Оставим народу жилье», дольщиков и движение членов Независимой ассоциации предпринимателей) - не гарантия положительного решения банка.

- К нам обращаются люди, которые заявляют: мы не будем платить вообще, - говорит Талгат Акуов. - Мы объясняем, что так нельзя. Кроме того, если у человека не было из чего отдавать долг, то он и через два года, после требуемой отсрочки, вряд ли появится. Банкам важно, чтобы заемщик мог после войти в колею.

АТФ-банк реструктуризацию ставших неподъемными долгов начал еще в прошлом году. Отсрочку первоначально давали на 6-12 месяцев по причине неясности будущей финансовой обстановки. Результат - в прежний график погашений после окончания срока отсрочки вошли только около 20 процентов заемщиков. Впрочем, банкиры не опустили руки и разработали принципиально новый подход к проблемным клиентам: обычно после отсрочки платежа взносы возрастают, так как временно «отложенные» проценты никуда не исчезают. Новая программа перекредитования позволяет снизить ставку до 6 процентов годовых, правда, этот продукт будет предложен не всем, а исходя из ситуации индивидуально.

Директор алматинского областного филиала Народного банка Марат Альменов отметил, что Народный тоже идет по пути отмены штрафов.

- Из 64 заявлений, которые мы получили от движения «Наш дом Казахстан» по 45 приняты положительные решения. Банк дал много отсрочек по уплате основного долга и вознаграждения, произвел пролонгирование кредитов до 30 лет, отменил штрафы. Причем штрафы немалые - от одной до 30 тысяч долларов, это те, кто не платил вовсе год-полтора. Но были в списке общества и несколько клиентов, которые имеют по несколько квартир, были и такие, которые вовсе не пришли на обсуждение. А зря, мы предлагаем рефинансирование даже проблемным клиентам с просроченными платежами. Плюс мы активно сейчас кредитуем в рамках программы «Даму».

С нового года мы провели 300 реструктуризаций, перекредитовали за субъектов малого и среднего бизнеса. За последний год не было внесудебных реализаций квартир, но 20 человек добровольно написали заявление о согласии на продажу залога. Кроме того, треть наших заемщиков и так имеют предлагаемую сейчас государством ставку 11 процентов, это и является причиной, что программа рефинансирования у нас идет довольно медленно.

Объединения ипотечников по-прежнему настаивают на снижении процентных ставок до 2 процентов годовых. Пока никакие доводы о высокой инфляции переубедить их не могут. Все ждут принятия правил по деятельности Фонда стрессовых активов, что должно облегчить положение попавших в трудную ситуацию граждан.

Яна ТАРЕЕВА

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123