Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Альфа-банк требует долги с аэропорта Алматы

5 Май 2010 0 1081 (с) and.kz

Половина имущества аэропорта Алматы может за долги перейти в собственность Амстердамского торгового банка (АТБ). Как сообщили «&» в Минтранскоме, если национальная безопасность страны окажется под угрозой, государство вправе ввести временное управление аэропортами.

АТБ не может добиться от АО «Международный аэропорт Алматы» (МАА) возврата кредита, срок погашения по которому наступил еще в марте 2009-го, сообщил банк 26 апреля. Кредит в размере $33 млн на строительство международного пассажирского терминала (который до сих пор не достроен, хотя заемные средства полностью потрачены) был выдан в 2007 году. На сегодня с учетом пени МАА должен банку свыше $38 млн.

«Учитывая недобросовестные действия МАА, банк был вынужден прибегнуть к судебным мерам защиты своих законных прав», - говорится в сообщении АТБ. По данным банка, 5 апреля специализированный межрайонный экономический суд Алматы запретил МАА предпринимать действия, направленные на отчуждение или обременение движимого и недвижимого имущества аэропорта. В числе объектов, на которые может быть обращено взыскание, здания пассажирского, VIP- и бизнес-терминалов, а также две гостиницы, включая новый отель Park Inn. «Банк сожалеет о возможных неудобствах, которые могут быть причинены исполнением мер обеспечения в отношении МАА», - подчеркивается в пресс-релизе АТБ.

Банк готов к конструктивному диалогу с заемщиком, однако все это время переговоры больше напоминали монолог, сказал «&» Заали Цанава, директор по взысканию корпоративной просроченной задолженности Альфа-Банка (владеет 100% акций АТБ). «Мы ведем диалог в одностороннем порядке уже год. В ответ тишина или даже хуже - согласие на реструктуризацию задолженности и последующее невыполнение взятых на себя обязательств. В такой ситуации мы обычно предупреждаем должника, что такая позиция неприемлема, даем время на осознание, а затем действуем. Именно так мы поступили с МАА, который просто устранился от переговоров», - отметил г-н Цанава. По его словам, неуплату долга в МАА объясняют нехваткой средств. «Банк проявил крайнюю гибкость и все еще открыт для конструктивного решения вопроса, но для защиты своих интересов обратился в суд. Мы не преследуем цели закрыть аэропорт. Но если мы будем вынуждены, то пойдем и на это», - подчеркнул банкир.

В МАА отказались прокомментировать «&» ситуацию, сославшись на отсутствие времени и порекомендовав использовать в качестве информации интервью с президентом МАА Айболом Бекмухамбетовым, опубликованное в газете «Время». Если вкратце, то в числе прочего глава МАА усомнился в подлинности договоров, касающихся оформления кредита. Это вызвало недоумение у г-на Цанава. «МАА пытается подвергнуть сомнению сам факт получения кредита, в то время как в инвестиционном меморандуме АО «Международный аэропорт Алматы» на стр. 46 прямо говорится о получении МАА кредита от АТБ в соответствии с договором № КС-543/07», - заявил банкир.

Директор «Транспэренси Казахстан» Сергей Злотников в беседе с «&» задается другим вопросом: почему аэропорт, построенный на государственные средства, оказался в частных руках. «Куда смотрели власти? - возмущается он. - Сейчас для начала надо разобраться, где эти $33 млн. Терминал так и не достроили, а денег нет. Работа аэропорта оставляет желать лучшего. А фигуранты, то есть собственники, наверное, уже, как обычно, за границей с этими деньгами».

Напомним, в августе прошлого года на специальном совещании по вопросам аэропорта аким Алматы Ахметжан Есимов раскритиковал работу МАА и поднял вопрос о вхождении в состав совета директоров МАА представителя акимата. Чем закончилось дело, неизвестно. В акимате от комментариев отказались.

Г-н Злотников отмечает, что если в сообщении АТБ все изложено верно, то действия банка правомерны и он может забрать недвижимость аэропорта. «На мой взгляд, платить в данном случае придется государству, хотя для государства сегодня эта сумма не лишняя, и ее можно было бы потратить на что-то нужное», - говорит эксперт.

Мажилисмен Камал Бурханов убежден, что государство должно воспользоваться моментом и вернуть аэропорт в госсобственность. «Такие стратегические объекты, как аэропорты, плотины, нефте - и газопроводы, ЛЭП, должны быть под контролем государства. В случае с аэропортом Алматы власть не имеет морального права оставаться в стороне. Государство должно владеть по крайней мере 51% доли в таких объектах, чтобы не допускать возникновения подобных ситуаций», - сказал он «&».

В начале 1990-х, вспоминает депутат, многие объекты перешли в частные руки, поскольку молодому государству было сложно их содержать. Сейчас, по его словам, республика встала на ноги. «В принципе, для нашей страны $33 млн - не очень большие деньги. Было бы неплохо вложить их в аэропорт и установить контроль над ним, хотя бы частичный. Пусть эта частная компании руководит, занимается вопросами аренды, платит налоги - все-таки рынок есть рынок. Но в стратегическом плане государство должно контролировать. Ведь здесь в первую очередь стоят вопросы безопасности полетов, угрозы террористов», - отметил г-н Бурханов. А деньги, потраченные на уплату долга кредитору и приобретение доли в МАА, затем должны вернуться в казну, добавил он. «Из поступающей от деятельности аэропорта прибыли необходимо вернуть в бюджет все до последней копейки», - подчеркнул парламентарий.

Между тем государство заняло выжидательную позицию. «Аэропорт находится в частной собственности. Пока деятельности аэропорта нет угроз, обслуживание пассажиров производится, мы не будем вмешиваться. Но если национальная безопасность окажется под угрозой, государство, согласно статье 14 Закона «О государственном регулировании гражданской авиации», может ввести временное управление аэропортами», - сообщил «&» замглавы комитета гражданской авиации Минтранскома Баянбек Смагулов.

Справка:

Аэропорт Алматы построен в 1935 году и до 1990 года входил в состав Казахского управления гражданской авиации. 26 апреля 1991 года реорганизован в компанию «Аэропорт Алма-Ата», после чего название и собственники компании несколько раз менялись. На сегодня, по данным KASE, собственниками АО «Международный аэропорт Алматы» на паритетной основе являются TOO «Meridian Capital Limited» (Бермуды) и TOO «SAT Infosystems».

Асель Маратова

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123