Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

С карт покупают по-крупному

13 Декабрь 2012 0 434 (с) kursiv.kz
С карт покупают по-крупному

Казахстанцы достаточно пассивны в выборе банка-эмитента платежной карточки: 61% опрошенных открыли карт-счет в банке, с которым уже имеют отношения. MasterCard подсчитал, что в течение месяца средние траты 44% опрошенных составили от 40 до 100 тыс. тенге, и 19% - от 20 до 40 тыс. тенге. Чем более крупная предстоит покупка, тем больше вероятность безналичного расчета против «кэша».

MasterCard в результате исследования, проведенного осенью этого года в Алматы и Астане, пришли к ряду выводов о культуре безналичных платежей жителей двух мегаполисов. Рассчитанный MasterIndex охватил случайным отбором 500 человек, из которых 77% пользуются платежными карточками, а остальные 23% - нет (возрастная «вилка» - 18-64 лет). Первым очевидным выводом стало практически отсутствие кредитных карт у населения. Так, 94% опрошенных пользователей имеют как минимум 1 дебетную карту, а кредитки есть лишь у 6%. Но больше внимания достойны причины выбора карточек. Как правило, те, кто имеет «пластик», обосновывают его наличие у себя имеющимся счетом в банке (61% опрошенных; большинство банков предлагают выпуск базовой платежной карточки для клиентов, открывающих счет, на привлекательных условиях - «Къ»), и лишь 16% имеют карточку благодаря рекомендации знакомых. Такая расстановка явно указывает достаточно низкую финансовую грамотность населения, следовательно развитие безналичных платежей лежит на плечах БВУ, пока население открывает карточки в основном по необходимости.

Первым очевидным выводом стало практически отсутствие кредитных карт у населения. Так, 94% опрошенных пользователей имеют как минимум 1 дебетную карту, а кредитки есть лишь у 6%

К слову, для мужчин критерий выгодных тарифов менее важен, чем для женщин (17% мужчин назвали этот фактор причиной открытия карт-счета, против 20% среди женщин), однако женщины более чутки при выборе платежной карты к рекомендациям знакомых (17% против 14% у мужчин). Немаловажным фактором респонденты называли возможность использовать карту в большинстве банкоматов. «Мы видим, что, несмотря на наличие в магазине POS-терминала, люди идут в банкомат, снимают наличность, и затем оплачивают товар» - обозначил особенность менталитета менеджер представительства MasterCard в Казахстане Геният Исин.

При рассмотрении покупок за наличность и через карточки в ценовом разрезе, товары и услуги до 4 тыс. тенге в 94% случаев оплачиваются за наличность, от 4 тыс. до 20 тыс. тенге - 83% (дебетной - 15%, кредиткой -всего 2%), покупки от 20 тыс. до 50 тыс. тенге в 61% случаев производится за наличные (17% - дебетная карта, 5% - кредитная). В случае трат от 50 тыс. до 100 тыс. тенге на наличность приходится 35% платежей (14% - дебетная, и 7% - кредитная карты), а 33% опрошенных ответили, что вообще на такую сумму ничего не покупают. К слову, покупки на сумму от 100 тыс. до 200 тыс. тенге совершаются лишь половиной опрошенных, из которых25% используют наличность, 8% - платежные карты, 4% - кредитные карты, а 13% пользователей прибегают к потребительским кредитам. В заграничные поездки казахстанцы в 63% случаев везут наличность, а не «пластик». А в остальном пользователи мелкие траты предпочитают совершать за «кэш», а крупные - безналично, что вполне разумно с точки зрения безопасности и удобства.

расстановка явно указывает достаточно низкую финансовую грамотность населения, следовательно развитие безналичных платежей лежит на плечах БВУ, пока население открывает карточки в основном по необходимости

На примере MEGA Almaty (где безналичные платежи по бонусной системе MEGA Club реализованы на базе Visa Electron «Казкома») в среднем за сентябрь-ноябрь 2012 года было совершено на 31% больше безналичных транзакций, а суммарный оборот на 33% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. «Общее процентное соотношение безналичного оборота к наличным среди посетителей MEGA составляет 30-40% в бутиках, 40-50% в магазинах электроники и 50-60% в ювелирных магазинах» - поделился с «Къ» статистикой руководитель бонусной системы MEGA Club Асхат Ахметов. Приведенные выше данные крупного ТРЦ Алматы гармонируют с исследованием MasterIndex.

Во многом отказ от пластика потенциальные пользователи обосновывают недостаточной развитостью инфраструктуры. 66% опрошенных в рамках MasterIndex хотели бы видеть POS-терминалы в большем количестве развлекательных заведений (36% назвали бары, клубы, и т.д., а 30% - театры и кинотеатры), по 25% назвали госучреждения и базары, и по 20% - медицинские услуги и общественный транспорт. Основными стимулами для стимулирования безналичных платежей MasterCard выяснили скидки, беспроцентные рассрочки и программы лояльности, что в текущий момент реализовывают крупные ТРЦ.

Руками не трогать
В Казахстане MasterCard первыми внедряет технологию бесконтактных платежей PayPass. Такая «чипованная» карта позволит проводить платежи без передачи оператору для проведения через POS-терминал - оплата происходит при бесконтактном взаимодействии с терминалом. Причем сама платежная карта может быть внедрена в большинство современных гаджетов. Среди предпочитаемых устройств для возможного проведения бесконтактных платежей, помимо карточек, основным выбором является мобильный телефон (68%). Более всего опрошенные хотели бы использовать бесконтактную мобильную оплату в магазинах и супермаркетах, в аптеках (33%), на заправках (33%) и в общественном транспорте (33%). Казахстанцы, особенно молодые, хотели с помощью мобильных платежей оплачивать услуги мобильной связи, осуществлять денежные переводы другим пользователям и оплачивать скачивание музыки.

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123