Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Кто подставил мировую экономику?

3 Февраль 2011 3 2489 (с) nytimes.com
Кто подставил мировую экономику?

На прошлой неделе в четверг американская Комиссия по расследованию причин финансового кризиса (Financial Crisis Inquiry Commission) опубликовала объемистый доклад о том, чем же была вызвана паника на финансовых рынках, положившая начало кризису 2008-2009 годов. Вряд ли разоблачения, изложенные в докладе, кого-либо шокируют, особенно учитывая обилие информации по этой теме и четырехлетний срок давности с начала кризиса. Однако это не значит, что ничего поучительного и интересного в данном документе нет, утверждает корреспондент The New York Times Гретхен Моргенсон.

Доклад все равно представляет собой весьма занимательное чтение, ведь после разразившейся финансовой катастрофы банковская сфера и банковский надзор в США почти не изменились. К примеру, глава о недальновидных и бестолковых топ-менеджерах крупнейших банков США очень познавательна; особенно интересно то, что на сегодняшний день штат многих из этих кредитных организаций еще и подрос по сравнению с прошлыми временами. Финансовые учреждения, которые всегда считались слишком большими для банкротства, нынче достигли и вовсе беспрецедентных масштабов - а это значит, что история 2008-го может повториться в недалеком будущем.

Финансовые учреждения, которые всегда считались слишком большими для банкротства, нынче достигли и вовсе беспрецедентных масштабов - а это значит, что история 2008-го может повториться в недалеком будущем

Тем, кому 633-страничный отчет не кажется занимательным чтением, The New York Times предлагает краткий пересказ документа.

Для начала - о Федеральной резервной системе США, или ФРС (Federal Reserve System). Это самый главный финансовый регулятор страны. В докладе приводятся цитаты из выступлений ключевых фигур Федеральной резервной системы, наглядно демонстрирующие, как официальные лица водили всю нацию за нос в то время, когда финансовая система только-только начала тлеть, а потом и вовсе сгорела дотла. Неприятно удивляет то, что регулятор, в свое время инертный и незаинтересованный в обуздании ипотечной гонки, получил еще более широкие полномочия согласно новому закону Додда-Франка от 21 июля 2010 года, регламентирующему реформу Уолл-стрит.

В отчете отмечается тот факт, что ФРС отказывалась повлиять на опасную ситуацию в ипотеке. Так, на странице 94 документа мы узнаем, что с 2000-го по 2006 год аж целых три финансовых организации подпали под обвинение в нарушении правил ипотечного кредитования.

Представитель правления ФРС Скотт Г. Альварес признался комиссии, что регулятор «следовал тенденциям той поры». Другие официальные представители утверждают, что банковскому надзору сложно противостоять банкам, когда те имеют столь высокие прибыли. А экс-руководитель надзорного комитета ФРС до 2006 года объяснил нежелание регулятора действовать как «стремление не вносить элементов конкуренции во взаимоотношения с банковским менеджментом, которые в то время казались конструктивными и уравновешенными».

Стоит ли после этого удивляться тому, что ни Федеральный резервный банк Нью-Йорка (Federal Reserve Bank of New York), ни Бюро валютной инспекции (Office of the Comptroller of the Currency) не заметили, как Citigroup идет ко дну? Этот печальный факт также зафиксирован в докладе.

ФРС отказывалась повлиять на опасную ситуацию в ипотеке. Так, на странице 94 документа мы узнаем, что с 2000-го по 2006 год аж целых три финансовых организации подпали под обвинение в нарушении правил ипотечного кредитования

Подтверждением всему этому могут служить слова председателя ФРС Бена Бернанке, сказанные им в сентябре прошлого года, о том, что его организация «существенно продвинулась в плане выявления виновных в обнаруженных проблемах».

Но несколько лет назад, когда регуляторы нянчились с банковскими топ-менеджерами, некоторые руководители финансовых организаций неустанно твердили своим инвесторам, что все идет просто чудесно. На странице 248 доклада мы можем узнать о том кошмаре, который творился в банке Countrywide Financial, занимавшемся ипотекой subprime.

2 августа 2007 года жизненно важные рыночные источники финансирования Countrywide иссякли; как рассказывал экс-гендиректор банка Анджело Мозило, инвесторы не спешили покупать бумаги финансовой организации. Однако бывший финансовый директор Countrywide Эрик Сираки заявлял в то время, что у банка большой запас ликвидности и что организация «не испытывала никаких трудностей в своей каждодневной деятельности, включая размещение коммерческих бумаг».

Это довольно любопытное заявление повлияло на решение рейтингового агентства Moody`s повторно подтвердить долговой рейтинг банка на уровне А3. Две недели спустя Countrywide закрыл свою кредитную линию на сумму 11,5 млрд долларов, что стало серьезным стрессом для рынка. Рынок рухнул; несколькими месяцами позже контроль над банком получил Bank of America.

Сираки отказался комментировать возникшую ситуацию, но его адвокат заявил, что на то время, когда финдиректор Countrywide сделал свое заявление, оно соответствовало действительности.

На странице 264 говорится о том, что Citigroup умалчивала о «бомбе с тикающим часовым механизмом», кроющейся в отчетности банка. Ныне руководство Citi заявляет, что банк претерпел кардинальные изменения и что его финансовое положение значительно упрочилось.

Да-да, разумеется: американское правительство горы свернуло, чтобы помочь банкам в кризис. Однако доклад содержит некоторые сведения, проливающие свет на события тех лет - в частности, о том, как Минфин США изменил налоговое законодательство в пользу банков, поглощавших более слабых игроков. И ничего, что конституция страны предоставляет полномочия менять налоговые правила лишь Конгрессу.

Соответствующее постановление I. R. S. Notice 2008-83 возникло ниоткуда 30 сентября 2008 года, отмечается в отчете на странице 371. Согласно новому правилу, снимался налоговый лимит на действия банков, поглощавших проблемные организации. Изменение в законодательстве подоспело как раз к тому моменту, когда Citigroup поднял стоимость предложения за акции пострадавшего от кризиса банка Wachovia. (Этот банк возглавлял Роберт Стил, бывший секретарь государственных финансов Минфина США, покинувший свой пост за два месяца до поглощения Wachovia. «Министр финансов Генри Полсон уклонился от прямого решения относительно поглощения из-за своих связей с Робертом Стилом, в то время как прочие члены министерства единодушно выступали спасение банка», - отмечается в докладе.)

Через два дня после изменения финансового законодательства другой крупный игрок, Wells Fargo, предложил 7 долларов за акцию Wachovia, при том что ранее Citi хотел скупить акции по 1 доллару. Законодательные изменения оказались на руку Wells Fargo, поскольку это давало возможность снизить налогообложение на 3-миллиардный доход, который Wells мог бы получить год спустя после покупки Wachovia. Ранее Wells заявлял предполагаемый доход лишь в 1 млрд долларов.

«Правила менялись в пользу тех, кто очевидно мог бы поживиться на кризисной ситуации. Так почему же их никто не допрашивает и не привлекает за это к ответственности?» - возмущается президент финансовой компании Tavakoli Structured Finance Дженет Таваколи.

Дело обернулось тем, что Wells приобрел Wachovia, но так и не получил предполагаемую прибыль от снижения налогов, поскольку никакой облагаемой налогами прибыли так и не появилось. А постановление I. R. S. Notice 2008-83 было отменено в 2009 году.

Те, кому интересно, почему же так мало организаторов ипотечной аферы были привлечены к ответственности, могут найти ответ на свои вопросы на странице 164. «Самое ужасное из случившегося - это то, что ФБР не получило практически никакой информационной поддержки от государственных и банковских регуляторов», - сетует Уильям Блэк, профессор юридического факультета Университета штата Канзас, занимавшийся расследованиями ипотечных афер.

Напоследок желающим посмеяться стоит открыть страницу 105, где публикуется интервью с экс-гендиректором Countrywide Financial Анджело Мозило (как известно, этот банк просто-таки затягивал в свои обманные сети ничего не подозревающих заемщиков).

Как заявлял Мозило, его банк «предотвращал социальную нестабильность» тем, что предоставил ипотеку 25 млн заемщиков, причем многие из них принадлежали к нацменьшинствам. И ничего, что впоследствии у огромного количества клиентов отобрали недвижимость за долги либо дело закончилось выселением. «Countrywide - одна из величайших компаний в истории Соединенных Штатов, и, возможно, она привнесла больше положительных изменений и больший вклад в целостность американского общества, чем кто-либо еще», - вещал Мозило.

Да уж, такое нарочно не придумаешь.

Будут ли еще операции по спасению банков? Специальный инспектор американской программы финансового восстановления неблагополучных активов Нил Барофски утверждает, что будут. Спасая Citigroup в 2008-м, американское правительство «не только придало уверенности нестабильному рынку, но и поощрило рискованное поведение банков, давая им уверенность в том, что покроет все неблагополучные последствия», заявил Барофски, выступая в Конгрессе США на прошлой неделе.

Будут ли еще операции по спасению банков? Специальный инспектор американской программы финансового восстановления неблагополучных активов Нил Барофски утверждает, что будут

«До тех пор пока игроки, подобные Citigroup, либо терпят окончательный крах, переставая быть угрозой для банковской системы страны, либо их замещает другой банк для подстраховки от негативных последствий (причем с последствиями этими он должен справляться в одиночку) - до тех пор операции по спасению банков будут лишь способствовать рискованному финансовому поведению, ведущему к катастрофе», - заключил Барофски.

Перевела Наталья ЧЕРКАШИНА

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123