Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Банкинг уходит в интернет

27 Сентябрь 2012 0 1779 (с) kursiv.kz
Банкинг уходит в интернет

Проникновение интернет-банкинга в Казахстане для физических лиц составляет около 7-9%. Однако тенденция этого рынка складывается таким образом, что клиенты банков все реже обращаются в отделения, отдавая предпочтение интернет- и мобильному банкингу. 2013 год, прогнозируют специалисты, пройдет под знаком соперничества банковских интернет и мобильных банкингов с универсальными сервисами.

Как отмечает в беседе с «Къ» генеральный менеджер CNP Processing GmbH Константин Горожанкин, развитие интернет-банкинга в РК сильно зависит от самих банков: отношения руководства к этому сервису, технологических возможностей банка, мотивированности персонала под этот сервис. Кроме того, в Казахстане еще многое зависит и от фигуры менеджера конкретного проекта.

Проникновение интернет-банкинга в Казахстане для физических лиц составляет около 7-9%. Однако тенденция этого рынка складывается таким образом, что клиенты банков все реже обращаются в отделения, отдавая предпочтение интернет- и мобильному банкингу

«Наибольшей популярности сервис «Интернет-банкинг» достиг в «Казкоме» - показатели, думаю, близки уже к 20% от всей базы, но они явно не так быстро сейчас растут, как раньше - уперлись в клиентскую базу, которая у банка ограничена. С другой стороны, интернет-банкинг «Халыка» за 9 месяцев уже вырос в 2 раза по числу пользователей и совершаемых операций к 2011 году. Если так пойдет дальше, то к середине 2015 года «Халык» обойдет «Казком» по абсолютному числу пользователей интернет-банкинга, так как имеет в разы большую аудиторию владельцев карт. В свое время это случилось с услугами мобильного банкинга, которыми сейчас в «Халык банке» пользуется уже под 500 тыс. человек», - рассказывает эксперт.

Внеочередное обслуживание

По словам начальника управления развития карточного бизнеса АО «Темирбанк» Динары Бабашевой, для клиентов пользование интернет-банкингом - это, в первую очередь, экономия времени, повышение эффективности и оперативности управления денежными средствами.

«Интернет-банкинг - это, по сути, отделение банка, которое открыто круглосуточно и без очередей. Клиент может провести сколько угодно времени в виртуальном отделении, и это не скажется на расходах банка - в отличие от отделения на улице, где каждая минута на счету. Таким образом, интернет-банкинг - это наиболее эффективное средство продаж и обслуживания клиентов. Сам по себе интернет-банкинг не приносит доход, но он дает клиенту круглосуточный доступ к продуктам, а доход приносят сами продукты, которые клиент покупает удаленно», - рассказывает «Къ» исполнительный директор АО «Евразийский банк» Дмитрий Николин.

для клиентов пользование интернет-банкингом - это, в первую очередь, экономия времени, повышение эффективности и оперативности управления денежными средствами

В целом, по его словам, развитие интернет-банкинга в РК обусловлено традициями и привычками клиентов.

«К примеру, в других странах компании выставляют счета на оплату (например, телефон, страховка, ежемесячный платеж за квартиру), и физические лица оплачивают их путем безналичного перевода. В то время как в РК популярно иметь свой биллинговый центр, соответственно, банкам необходимо с ними интегрироваться, что ограничивает круг поставщиков и соответственно клиентов - если у банка нет уникальной интеграции с поставщиком, то клиент не может оплатить счет», - рассказывает собеседник.

Экономит время клиента...и расходы банка

Интернет-банкинг - это однозначная экономия для банков: не надо тратить средства на банковских сотрудников в офисах, да и на сами отделения.

Дистанционные сервисы значительно разгружают и банкоматы и отделения, ведь ими пользуется наиболее активная часть населения, количество потребляемых услуг которыми всегда больше, чем у среднестатистического клиента банка.

«Как в настоящее время соотносится ежемесячный (ежегодный) доход системы интернет-банкинга с расходами на нее? Уверен, этот сервис уже давно окупаем в любом банке, где число платежей в месяц превышает 20 тыс. Тот же «Халык» вывел свою систему интернет-банкинга на самоокупаемость первым в Казахстане, в уже далеком 2004 году», - отмечает Константин Горожанкин.

Безопасный интернет-банкинг?

Безопасность обеспечивается на уровне серверов (у банка) и антивирусных программ (у клиентов). Банковские серверы и программы всегда защищены самыми современными способами, в то же время реальную угрозу составляют компьютеры клиентов при пренебрежении правилами безопасности.

«Мы рекомендуем всегда пользоваться самыми последними версиями браузеров, так как они максимально защищены от «дырок», и обязательно пользоваться антивирусными программами, обновлять сигнатуры и регулярно сканировать диски на наличие вредоносных программ. Это как сигнализация на автомобиле - если мы не хотим, чтобы машина была угнана, то мы обязательно оснастим транспортное средство качественной сигнализацией», - говорит Дмитрий Николин.

«Соединение компьютера с сервером банка всегда защищено, разумеется, кроме случаев, когда на компьютере у клиента есть вирусная программа», - отмечает он.

Сколько в среднем в год уходит у банка на обеспечение безопасности интернет-каналов? Текущие технологии и послабление в законодательстве - теперь операции можно подтверждать не только дорогостоящим и неудобным ЭЦП («Къ» - электронная цифровая подпись), но и одноразовым смс-паролем - позволяют это делать с на порядок меньшими затратами, чем раньше», - рассказывает Константин Горожанкин.

«Если в вашем банке это не так, значит служба безопасности что-то не понимает или хорошо зарабатывает. Зовите консультантов», - убеждает он.

Ограниченный платеж

Одной из главных проблем развития е-коммерции является имеющийся факт закрытия банками карт для Интернета. По данным авиакомпании Air Astana - 47% транзакций проходит с отказом, MyPay.kz (мобильные платежи) - 42%, BeSmar - 49% отказов. По данным банков, они устанавливают ограничение на использование платежных карточек в сети Интернет с целью минимизировать риски.

Интернет-банкинг - это средство доступа к продуктам, и перечисление средств - один из продуктов, объясняет Дмитрий Николин. В то же время использование платежных карт для покупок в интернете не связано с Интернет-банкингом, это отдельная операция по карточному продукту.

Одной из главных проблем развития е-коммерции является имеющийся факт закрытия банками карт для Интернета. По данным авиакомпании Air Astana - 47% транзакций проходит с отказом, MyPay.kz (мобильные платежи) - 42%, BeSmar - 49% отказов

Однако клиенты вправе отменить данное ограничение при помощи письменного заявления в банк или обратившись в круглосуточный центр авторизации по телефону.

Работа предстоит маркетологам

По мнению Константина Горожанкина, технологически интернет-банкинг находится на необходимом уровне. Что касается проникновения услуг в массы, то здесь маркетинговым службам банков есть над чем поработать. Тенденции рынка таковы, что все больше пользователей получают доступ к банку с помощью мобильного телефона, чем обычного Интернета.

«В моде мобильность, оперативность, доступ из автомобильных пробок. Банкам надо больше думать о развитии мобильных сервисов и оптимизации интернет-банкинга под мобильные устройств», - рассказывает он в беседе с «Къ».

По мнению Константина Горожанкина, технологически интернет-банкинг находится на необходимом уровне. Что касается проникновения услуг в массы, то здесь маркетинговым службам банков есть над чем поработать

Вторая тенденция - в стране появляется все больше универсальных немонобанковских сервисов, которые позволяют ими пользоваться, являясь клиентом любого банка Казахстана. У таких сервисов, в отличие от банков, намного больше потенциальная клиентская база и горизонты развития. 2013 год пройдет под знаком соперничества банковских интернет и мобильных банкингов с универсальными сервисами, так считает эксперт.

Хаким Султанов

 

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123