Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Потребительские кредиты - в спросе

1 Ноябрь 2010 0 912 (с) and.kz

Спрос на потребительские кредиты в Казахстане растет, отмечает председатель правления Хоум Кредит Банка Казахстана Павел Мацо. По его оценкам, в ближайшие годы рост данного рынка может составить 100%. Об этом он рассказал в интервью «&».

- Не могли бы вы озвучить стратегию банка на следующий год? Насколько активно банк будет выдавать займы? Планируете ли наращивать долю на рынке?

- Выходя на новый рынок, мы всегда стремимся занимать ведущие позиции. Не является исключением и Казахстан. На данный момент наша доля в сегменте потребительского кредитования составляет 25-30%. Планируем ее увеличивать. Но учитываем такой фактор, как усиление конкуренции в этой нише. Поэтому наша задача на следующий год - удержать свою долю и немного ее увеличить. Нашими основными конкурентами являются Альянс Банк, который планирует вернуть утраченные позиции, и kaspi bank. Последний очень быстро развивался в прошлом году и располагает хорошей долей на рынке.

Почему конкуренция будет усиливаться? Тенденция, прослеживающаяся сейчас, говорит о резком росте потребительского кредитования. Для сравнения: за первое полугодие 2010 года по сравнению с аналогичными показателями 2009-го объемы потребительского рынка выросли на 20-25%. По нашим прогнозам, в конце года эта цифра составит 60%. А в ближайшие два года рынок вырастет еще на 100%.

за первое полугодие 2010 года по сравнению с аналогичными показателями 2009-го объемы потребительского рынка выросли на 20-25%. По нашим прогнозам, в конце года эта цифра составит 60%

Учитывая все эти показатели, мы намерены с 2011 года развивать розничный банкинг. Сейчас мы не банк, а больше кредитная организация. Поэтому на следующий год планируем развитие именно этой отрасли за счет открытия новых точек продаж наших услуг. Так, мы хотим оказывать услуги через сети, такие как привлечение новых клиентов, продажа продуктов, а также оплата счетов. Наша цель - охватить тех клиентов, с которыми другие банки просто не знают как работать. Например, мы - единственный в данный момент банк в стране, который обслуживает пенсионеров.

Второй наш продукт, который мы также активно развиваем, - денежные кредиты. В основном работаем через Казпочту. Традиционно соотношение долей двух главных продуктов в ссудном портфеле - потребительского кредитования и денежных кредитов - составляет примерно 50 на 50. Сейчас мы усиливаем потребительское кредитование, но, несмотря на это, существенного изменения долей не ожидается.

- Во время кризиса крупные казахстанские банки столкнулись с проблемой ухудшения ссудного портфеля. Как у вас обстояла ситуация?

- У нас тоже наблюдалось ухудшение. Однако этот показатель не превысил 20% от общего ссудного портфеля. И это был самый пик. Однако эта ситуация имела и свои положительные стороны. Кризис заставил финансовые структуры, в том числе и наш банк, улучшить свою скоринговую систему. Кроме того, мы научились правильно работать с кредитным портфелем.

- Как идет работа в регионах?

- У нас очень комплексное покрытие. 80-90% прибыли в канале денежного кредитования мы получаем от маленьких городов, где представлены за счет точек Казпочты. Этот год мы планируем закрыть удвоением - по сравнению с 2009-м - своих объемов. В следующем году мы планируем ввести новые продукты, то есть финансировать те сферы, где традиционные банки будут уменьшать свои доли. Например, выдавать займы на покупку стройматериалов, запчастей и др. Однако в 2011 году мы планируем расти менее агрессивно, чем в предыдущие годы.

- А как обстоит дело с охватом малого и среднего бизнеса. Планируете ли осваивать эту нишу?

- Наш выход на рынок МСБ будет зависеть от состояния экономики страны. Если мы увидим, что ситуация улучшилась, фискальная и законодательная системы позволяют предпринимателям развиваться, то это ускорит наш выход. Но раньше конца 2011-го - начала 2012 года мы не видим себя на этом рынке. Конечно, если не придет вторая волна кризиса. Но пока никаких тревожных симптомов в Казахстане не замечено.

- Как вы думаете, когда банки развернутся лицом к потребителям и условия кредитования станут лояльнее?

- Сейчас многие фининституты находятся на стадии изучения ситуации. Даже если они имеют большой потенциал, они предпочитают наращивать ликвидный портфель. И для большинства банков сейчас главная задача - улучшить состояние ссудного портфеля, только после этого они развернутся лицом к заемщикам.

Нынешний период можно охарактеризовать как время обучения. Банки учатся работать с маленькими кредиторами. Когда они поймут прибыльность работы с этим пулом клиентов для своего портфеля, тогда у них появится потенциал улучшать условия.

Многое зависит и от того, насколько быстро они смогут привлечь длинные кредиты на мировых рынках капитала. На мой взгляд, для некоторых банков ситуация улучшится только во второй половине следующего года. В целом это также зависит от текущей экономической ситуации в стране.

- Сейчас модная тема - повышение финансовой грамотности населения. Насколько нам известно, ваш банк также включился в эту работу.

- Я обсуждал данный вопрос с главой Нацбанка Григорием Марченко и с Ассоциацией финансистов Казахстана. И они отметили, что информация очень сложно доходит до тех, кто в ней нуждается. По нашим данным, покрытие населения через СМИ всего 20%. Это значит, что очень трудно доставлять информацию в удаленные уголки страны.

Учитывая все существующие проблемы, мы планируем внести свою лепту в этот процесс. Лично я имею десятилетний опыт работы по повышению финансовой грамотности населения в Чехии, где я работал. Этот опыт и навыки планируем внедрить и на местном рынке. Сейчас разрабатываем специальную программу. До конца этого года должны ее утвердить и определить бюджет. На мой взгляд, это хорошие инвестиции.

Сакен Жумагулов

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123