Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

После трех уже поздно?

19 Июнь 2012 0 1149 (с) profinance.kz
После трех уже поздно?

Воспитание собственных детей - та работа, за которую вряд ли стоит ждать материальных вознаграждений. Но заниматься этим все-таки приходится. Впрочем, сейчас на помощь родителям приходят профессионалы, повсюду открыты центры раннего детского развития, где люди, исповедующие принципы уважения личности с рождения, готовы помочь вам обучить чадо письму, счету, иностранным языкам и навыкам прикладного рукоделия.

Одним из толчков к моде на раннее развитие стала книга Масару Ибуки «После трех уже поздно». Автор модной философии воспитания утверждает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно, но главное - вовремя успеть привить новый опыт ребенку. Ну а самый высокий потенциал к обучению у детей в течение первых трех лет жизни.

Однако книга подробно рассказывает, почему надо усиленно заниматься с детьми в определенном возрасте, но не учит тому, как это сделать. Выбор определенного метода всегда остается на усмотрение родителя, поэтому хорошо бы разобраться в сути каждого отдельно.

Сложный выбор

Сейчас в ходу несколько методик развития детей, в Казахстане есть свои последователи Комаровского, Монтессори, Вальфдорской школы, методики обучения чтению по методу Зайцева, воспитания по Никитиным.

Так, например, последователи школы Комаровского делают акцент на здоровье и важности физического развития ребенка. Для этого создаются определенные условия окружающей среды, которые направлены на развитие и укрепление детского здоровья. Евгений Комаровский призывает родителей вооружиться здравым смыслом для правильного построения взаимодействия ребенка с окружающим миром. Мы все слышали о пользе открытых форточек, жизни при 18-20 градусах, купании в 32-34-градусной воде, закаливании и плавании. Обучение и воспитание в таких центрах, как правило, строится на традиционных подходах. Главное здесь - создание здоровой среды.

Принцип воспитания Марии Монтессори построен на развитии материальной сферы, до трех лет ребенок через материалы оттачивает определенные навыки. Это направление сейчас распространяется не только на дошкольное, но и на школьное обучение. Основная идея метода Монтессори в стимулировании саморазвития ребенка, где учитель выступает как помощник в этом процессе. В то время когда Мария Монтессори открывала свои «Дома ребенка», она слыла почти бунтаркой в воспитательной сфере, ведь именно она стала учитывать принцип свободы в процессе обучения. Тогда революционными казались не только легкая и передвижная детская мебель, но и принцип отсутствия наград и наказаний.

Представители Вальдорфской школы основываются на принципах естественного воспитания, отталкиваясь от возраста: определенные предметы даются в определенном возрасте. К примеру, если установлено, что в три года активно развивается мелкая моторика, то в этот период обучают игре на различных инструментах. Это система, основанная на уважении к детству. Вальдорфская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него, а программы строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка.

Система FasTracKids также использует знание типичного возрастного развития детей, что является своеобразной точкой отсчета для того, чтобы создать обучающую среду и планировать соответствующую обучающую деятельность для детей. При этом обучение происходит как результат взаимодействия между мыслительными процессами и опытом ребенка с различными материалами, идеями и людьми.

Никитины основывали свою систему на воспитании личности человека. Если какие-то школы выстраивают систему на основании возрастных особенностей, то Никитины уделяют повышенное внимание и нравственным показателям. При этом они также были приверженцами легкой одежды, спортивной обстановки, а также сами принимали активное участие в детских занятиях.

Самое плодотворное воспитание гармоничного развития ребенка складывается из сотрудничества родителей и профессионалов. Многие детские центры раннего развития предлагают семинары, тренинги для родителей, где через проигрывание конкретных ситуаций родители учатся видеть своего ребенка, его уникальность и неповторимость.

Методика Зайцева, как правило, ассоциируется с «кубиками Зайцева» и во многих центрах раннего развития включена как система обучения чтению.

Дети не учатся сливать сначала буквы в слоги, а потом слоги в слова. Здесь вообще не учат буквы целенаправленно. Они выучиваются сами, благодаря множеству игр и упражнений с кубиками и таблицами, на которых написаны склады, то есть согласная буква, а затем гласная.

Елена Иванова, управляющий директор детского образовательного центра «я сам»:

Самое плодотворное воспитание гармоничного развития ребенка складывается из сотрудничества родителей и профессионалов. Многие детские центры раннего развития предлагают семинары, тренинги для родителей, где через проигрывание конкретных ситуаций родители учатся видеть своего ребенка, его уникальность и неповторимость.

И, как показывает опыт, применяя полученные знания для воспитания, взрослые замечают положительные изменения не только в детях, но и в себе: они больше принимают себя, выстраивают здоровые отношения с окружающими, становятся более гуманными.

Это естественный и очень важный процесс, поскольку взрослые, окружающие ребенка, являются для него главным примером для подражания.

Родитель - главный

Выбор методики, по которой будут учить ребенка, зависит только от того, что сами родители решили развивать в ребенке. Закономерно, что на этапе выбора методики или школы воспитания главный - родитель. Дети не могут сами выбрать то, что им подходит, ведь в раннем возрасте ключевую роль играет взрослый.

Выбор методики, по которой будут учить ребенка, зависит только от того, что сами родители решили развивать в ребенке.

Здесь важно понимание отличий той или иной методики и внутренние согласие или неприятие ее принципов. Ребенок же субстанция очень гибкая, он может легко адаптироваться к любой системе. К примеру, физическое развитие может опережать интеллектуальное: недоразвиты какие-то навыки, такому ребенку больше подойдет система Монтессори. Или наоборот: навыки развиваются, но мышечный тонус слабый, тогда следует выбирать методику, которая больше работает именно с физическим развитием.

Можно выбрать один из центров, где предлагают широкий спектр методик. Однако надо помнить, что в подобных центрах особенно остро стоит вопрос компетентности педагогов. Ведь сам по себе синтез различных направлений не хорош и не плох, из этого рождается что-то новое. Здесь все зависит от грамотности педагога, от его уровня понимания той или иной методики. Ведь просто использовать какие-то материалы методов не значит эффективно использовать сам метод. Сейчас не так уж много даже узконаправленных специалистов, тем более таких, которые могут комбинировать различные подходы развития и воспитания. Следовательно, при выборе центра детского развития ориентироваться лучше не столько на саму методику, сколько на педагогов. То есть не углубляться в изучение методики, чтобы проверить квалификацию, а оценивать степень доверия к человеку, который будет заниматься развитием вашего ребенка. Лучше выбирать того педагога, который вызывает доверие у взрослого: если при этом родителя устраивает то, как он выстраивает взаимоотношения с ребенком, то это и будет главным критерием.

Цена вопроса

Как правило, нужно помнить, что все центры, использующие различные методики воспитания, не являются аналогами привычных детских садов. Занятия в них проходят в зависимости от возраста ребенка несколько раз в неделю и длятся от 20 минут до 2 часов.

Но чем старше становятся дети, тем больше времени занимают занятия. В некоторых центрах к трем годам ребенок может находиться в центре уже полдня.

Так что на начальном этапе стоит такое обучение примерно столько же, сколько любая взрослая активность: около 2 тыс. тенге за одно занятие. Отдельный курс будет стоить в пределах от 6 до 20 тыс. тенге.

Во многих центрах предусмотрена система бесплатного пробного занятия, которое поможет определиться. Если же выбранная методика, педагогический состав и расписание занятий будут по душе, то вполне можно будет воспользоваться системой абонементов.

«Помоги мне сделать это самому»

Об одном из самых популярных методов мы попросили рассказать управляющего директора детского образовательного центра «Я сам», монтессори-педагога групп 0-3, специалиста по физическому развитию Елену Иванову.

- Елена, как давно система Монтессори пришла в Казахстан?

- Точно сказать очень сложно, примерно с 2004 года.

- Расскажите об основных принципах системы Монтессори.

- В основе метода лежат гуманистические принципы и научное изучение детей. В своей книге Мария Монтессори писала: «Задача воспитания - не сформировать ребенка, а позволить ему проявить себя самому».

Мы считаем, что здоровые дети активны и любознательны, стремятся сами исследовать и познавать мир, экспериментируя. Ребенку необходимо предоставлять свободу, чрезмерный контроль делает ребенка слишком зависимым и неуверенным. Но свобода не означает вседозволенность.

Основной принцип педагогики М. Монтессори заключается в том, что ведущая роль принадлежит ребенку, для развития его подготовлена окружающая среда, созданная с учетом возрастных потребностей, а педагог выступает как «живое связующее звено» между ребенком и окружающей средой.

Мы считаем, что здоровые дети активны и любознательны, стремятся сами исследовать и познавать мир, экспериментируя. Ребенку необходимо предоставлять свободу, чрезмерный контроль делает ребенка слишком зависимым и неуверенным.

Но свобода не означает вседозволенность. Следующим немаловажным принципом системы является формирование у ребенка правил и следование им. Разрешается все, что не мешает свободе другого и отвечает безопасности жизни.

- В чем основное отличие системы Монтессори от традиционной системы?

- Мы привыкли к тому, что во главе всегда стоял педагог. В традиционной системе педагог организует и структурирует занятие, ребенку остается только следовать намеченному плану. Инициатива исходит от педагога и не всегда совпадает с потребностями и интересами ребенка.

Роль монтессори-педагога иная: педагог много наблюдает, затем делает вывод о возможностях и потребностях ребенка на данный момент и только после этого проводит какую-то корректировку - внешней среды или взаимодействия с ребенком.

Активность в выборе вида деятельности, в продолжительности принадлежит ребенку. Действует принцип «помоги мне сделать это самому», то есть упростить сложный алгоритм, чтобы ребенок мог самостоятельно что-то сделать. Например, ребенок не может сам застегнуть куртку, при этом он не может вставить молнию в собачку, но замок застегнуть может, здесь задача педагога - помочь вставить, чтобы дальше ребенок справился сам.

Музыка для мозга

Ученые давно изучают воздействие музыки на головной мозг, так что все мамы еще при беременности стараются окружать себя только правильными звуками. Недавно ученые в очередной раз убедились: занятия музыкой весьма полезны для детского развития.

Большое количество медицинских и психологических исследований подтверждает положительное воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, на уровень иммунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную работоспособность, психомоторику, развитие речи, вычислительные навыки; доказано, что в результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов, улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания, регулируются обменные процессы, снижается уровень тревожности.

Недавно ученые Медицинской школы Гарварда провели исследование, которое подтвердило, что игра на музыкальных инструментах стимулирует развитие головного мозге у детей. Эксперимент показал, что у детей, которые в течение 15 месяцев не менее 2,5 часа в неделю занимались музыкой, объем мозолистого тела головного мозга - органа, предположительно отвечающего за обмен информацией между правым и левым полушариями, - увеличился в среднем на четверть. В исследовании приняло участие более 30 детей от 6 до 9 лет.

Стоит отметить, что занятия музыкой у детей, вовлеченных в эксперимент, проводились исключительно на «двуручных» инструментах, то есть на тех, которые требуют участия двух рук: фортепиано и виолончель.

Таким образом, не исключены комплексные механизмы влияния как музыки, так и сферы двигательных функций организма в целом.

 

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123