Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Детский мир финансов

6 Декабрь 2008 0 843 (с) vkurse.kz

Махать тяпками по жаре никому из нас, 11-14-летних подростков, не хотелось. Тогда старший дедов сын пообещал, что нам за работу заплатят.  И действительно, в конце рабочего дня он вытащил из кармана две пятерки и протянул их своим мальчикам. На наш с сестрой немой вопрос: «А нам?», дядя ответил: «У вас свой отец». Но наш папа-учитель только руками развел. Он с самого начала был принципиально против идеи с оплатой.

 

А если задаться вопросом: надо ли платить за домашний труд? Если да, то за какой? С какого возраста и как это сделать? Ну и самое главное - как научить своих детей правильно обращаться с деньгами?
Об особенностях детского восприятия мира финансов мы поговорили с психологом Татьяной Журавлевой.
- Татьяна Аркадьевна, и все же давать или не давать ребенку деньги?

 

- Все зависит от того, с какой целью давать или не давать. Если это делается для того, чтобы научить ребенка обращаться с деньгами, то, безусловно, давать. Это может быть фиксированная сумма, выдаваемая на неделю, чтобы ребенок мог научиться копить, тратить, и естественно, считать деньги. Сумма, выдаваемая ребенку, зависит от материальных возможностей семьи и от потребностей того круга, в котором находится ребенок. Не секрет, что потребности у детей разных социальных слоев отличные.

 

- С какого возраста можно начинать доверять ребенку деньги?

 

- Это должно быть тогда, когда ребенок научится считать деньги, понимать разницу между купюрами, и, что сколько стоит.
Родители могут сами просчитать примерные потребности ребенка на неделю, а могут спросить у ребенка, что он думает, сколько ему нужно денег на этот период. Посчитать вместе с ним, сколько нужно на школьные завтраки и обязательно спросить, на что ему еще нужны деньги. Когда вопрос суммы будет решен, то можно поставить сроки ее пересмотра. То есть, нужно будет объяснить ребенку, что, к примеру, через два месяца мы можем поговорить о том, чтобы сумму изменить, но это будет лишь в том случае, если ты нам сможешь честно объяснить - на что и зачем тебе нужны деньги. Естественно, в каждом случае это очень индивидуально.
У большинства детей, требования касающиеся денег, если они еще толком с ними не знакомы, не высоки. Они даже мизерны. Для них сумма в 200 тенге, можно сказать, серьезный капитал. Поэтому лучше всего сумму обговаривать всегда вместе с ребенком. Нужно чтобы у него появился шанс свои потребности соотносить с возможностями родителей.

 

- Сейчас большинство семей практикуют выдачу карманных денег. На ваш взгляд это необходимо?

 

- Да, безусловно. Но, когда ребенку дают карманные деньги, могут вступать в силу ограничения. Допустим, вы даете ему деньги с условием, что он не тратит их на алкоголь и сигареты. Обязательно нужно все точно оговаривать, вплоть до санкций, в случае нарушения запрета. Я не скажу, что сейчас большое число детей соблазняются на вредные привычки. На самом деле это не так. Но очень большое значение для детей имеет способ подачи. Может самое неинтересное задание двумя-тремя словами подать так, что его будет интересно делать. И когда ребенку выдаются карманные деньги на расходы, это обязательно нужно подать, необходимо сказать, что это делается непосредственно для того, чтобы он научился обращению с деньгами. Для того чтобы он был уверен в том, что умеет тратить деньги с умом. То есть цели хорошо бы проговаривать. Потому что дети не телепаты и мысли читать не умеют.

 


- Получение наличных для детей можно считать испытанием?

 

- Я не говорю, что карманные деньги нужно выдавать всем, нужно чтобы человек был готов к такому серьезному испытанию. Есть один хороший пример, где отец семейства доверил 12 летнему сыну семейный кошелек на несколько месяцев. Это было серьезное испытание не только для мальчика, но и для всей семьи. Все завертелось из-за того, что сын бесконечно просил компьютер, и не хотел понять той ситуации, которая сложилась на данный момент в семье. На аргументы, что у нас сейчас нет средств на компьютер, он реагировать не хотел. Тогда отец пошел на эксперимент. Он отдал сыну возможность распоряжаться семейным бюджетом, но при этом объяснил, что нужно покупать продукты, одеваться, платить за коммунальные услуги и многое другое. За это время парень научился бегать по оптовым рынкам и смотреть, где дешевле продукты. Если получалось, что в холодильнике пусто, то семья сидела без ужина. Это было очень наглядным пособием, потому, как тратить деньги. Данный опыт экстремальный и я его бы не стала советовать большинству. Всегда надо прежде рассматривать риски. Просто эта семья была уверена в себе, своих связях и способности пережить, если что-то пойдет не так. Главное, не забирать тут же бразды правления в свои руки, говоря, видишь, ты не справился. Нет, нужно оговорить заранее с сыном или дочерью все нюансы и придерживаться договора до конца. Если вернуться к нашему мальчику, то, безусловно, половину определенного срока он дико злился, считая родителей врагами человечества, но потом он стал более организованным, научился четко считать деньги и понимать, куда и на что они уходят. Он начал понимать, что деньги берутся не в тумбочке. Так что в этом случае эксперимент удался.

 

- Я часто слышу о таком выражении, что деньги берутся не из тумбочки. Значит ли это, что дети могут быть не приспособленными к обращению с деньгами?

 

- Родители ограждают детей от грубостей материального мира и знакомства с деньгами, либо не объясняют, говоря, что нет денег и покупать я тебе ничего не буду. В результате, очень многие ребята, которые начинают общаться с деньгами в возрасте 16-17 лет, получая первые свои заработанные деньги, тратят как попало. Всегда нужен эксперимент и время, когда человек учится на собственных ошибках. И никакие умные книги в стиле «Богатый ребенок, умный ребенок» здесь не помогают. Как ни странно, родители думают, пусть вырастит, окончит школу, а потом научится. С моей точки зрения, наиболее безопасное время для подобного эксперимента - как раз подростковый возраст. Потому что все ошибки, которые ребенок может совершить там, они еще не настолько глобальны и их гораздо легче исправить и заметить. Я встречалась со многими случаями, когда ребята отличники, на которых учителя возлагали большие надежды, просто срывались с катушек, почувствовав больше свободы. Уезжая учиться в другой город, они начинают экспериментировать и пробовать то, что раньше им было запрещено. И чем строже был запрет, тем неуемнее выходят эксперименты вдали от родителей. В конечном итоге, выходит так, что надежда родителей и гордость школы через полтора года бросает институт, потому что не сдал ни одной сессии. Все хватаются за голову. На самом деле это не проделанный ранее эксперимент, который всем нам необходим.

 

- Многие родители устанавливают товарно-денежные отношения в учебе. За хорошие оценки ребенок получается определенную сумму. Правильно ли это?

 

- Больше чем два месяца такая система стимуляции не работает. То есть около двух месяцев ребенок со счастьем в глазах стремиться получать хорошие оценки, а потом и эти деньги и хорошие оценки для него становятся чем то, скажем так, не так значимым.
На самом деле механизм материального стимулирования отнюдь не единственный, который помогает мотивировать людей. Как правило, если материальное стимулирование это единственный присутствующий механизм в семье, то со временем активная работа прекращается. Потому что на самом деле для детей она важна эмоциональная составляющая. Если говорить о мотивации к учебе, то деньги это достаточно слабый стимул, а вот воображение - стимул гораздо более серьезный. Мало того, когда деньги детям достаются непосредственно за обучение, это у них запускает не совсем адекватный механизм по отношению к учебе. Потому что, учеба это право и привилегия. За обучение деньги платят те, кто учится.
Да, у многих детей школа это такая унылая обязанность, с которой все равно приходится справляться. И здесь очень многое зависит от подачи, умения преподавателя, подарить свой взгляд на предмет, от эмоциональной заинтересованности родителей. На самом деле, систему стимулирования деньгами, как правило, выбирают те родители, которым это проще всего. А когда родители и преподаватели становятся заинтересованными в успехах и достижениях ребенка у него повышается самооценка, ребенок становится увереннее, потому что осознает - у него все получается. Это и есть эмоциональная мотивация.

 

- В последнее время у некоторых родителей стало модным платить детям за домашний труд. На ваш взгляд, не приведет ли это к зарождению у ребенка эгоизма?

 

- Как бы отнеслись люди к тому, что для того, чтобы посидеть с больной бабушкой внучке надо заплатить денег, для того, чтобы маме помочь донести сумки из магазина сыну нужно дать денег, для того, чтобы жена приготовила ужин мужу, он должен ей заплатить. Когда мы говорим о домашнем труде, мы понимаем под ними необходимые действия, которые обеспечивают жизнедеятельность нашей семьи. Мы можем за эти действия платить постороннему человеку. У нас с ним товарно-денежные отношения.
Если же дети предложили свой труд, за который мама чужому дяде отдала бы деньги, то надо поблагодарить их, ведь они помогли вам сэкономить деньги. Устраивать в семье товарно-денежные отношения это дело каждого. С моей точки зрения это недостаток эмоциональных отношений, когда в качестве регулятора выбираются деньги. Но если допустим, мама говорит, я не справляюсь, и хочу нанять домработницу. А дети предлагают ей свою помощь, чтобы не тратить деньги на домработницу, то, по-моему, вполне реально потом сесть с детьми и поговорить. Подсчитайте, сколько денег вы сэкономили благодаря помощи детей, и вместе прикиньте, куда эту сумму вы потратите. В любом случае это сэкономленные семейные деньги. Поэтому хорошо бы решать всем вместе как их потратить.
Если люди не доверяют друг другу, то на смену нормальным отношениям приходят какие то другие, - денежные, долги и обязанности, манипулятивные и другие. И не доверять детям, сейчас это их «больная мозоль» и у учителей и у многих родителей. Когда люди неуверенны в себе как в родителях, тогда ребенок вместо нормального, живого, способного превращается в неуправляемого монстра.

 

- Как относиться к тому, что дети идут на приработок?

 

- Это очень хорошо. Когда дети вступают в товарно-денежные отношения с другими людьми, а не со своей семье, они могут учиться определять ценность своей работы, условия контракта, потому что, так или иначе, здесь заключается небольшой трудовой контракт, - я тебе вымою машину, а ты мне платишь. Дети привыкают быть работниками и это тоже повышает их самооценку, появляется уверенность в себе. Я знаю большое количество детей, от 12 до 16 лет, которые с удовольствием подрабатывают. Не обязательно это мытье машин. Кто-то умеет делать сайты, и делает их компаниям достаточно качественно и за небольшие деньги, потому что статус еще не наработан.
Кстати, это еще одна из частей естественного появления стимула к учебе. Потому что у ребенка появляется цель. Он начинает понимать, кем он хочет стать, и сколько нужно зарабатывать.

 

Олеся Щелкова

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123