Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Карты в руки

2 Июнь 2009 0 1639 (с) журнал "Наши деньги"

Во время кризиса аферисты становятся изобретательней. Волна мошенничества с банкоматами прокатилась по соседней России. В Казахстане, по утверждению представителей банков, всплеска активности карточных преступников пока не наблюдается. Но задуматься о безопасности стоит заранее.

Впервые за 42 года существования банкоматов был зарегистрирован случай вирусной атаки. Троянский вирус был обнаружен в банкоматах фирмы Diebold в России. Хакерская программа отслеживает транзакции и ворует информацию о пластиковых картах. Затем базу данных используют мошенники для проведения незаконных операций. Эксперты полагают, что мошенническое программное оборудование установили сотрудники банков. А значит 100%-ные гарантии защиты от подобных хакерских атак дать невозможно.

Казахстанские банкоматы пока не подверглись атаке вирусов, но случаи мошенничества в этой сфере встречаются и у нас. Журнал «Наши деньги ЦА» решил разобраться в том, какие опасности с банкоматами подстерегают наших людей в Казахстане и за границей.

Угроза: «ливанская петля»

Обычно этот вид мошенничества выглядит так, словно банкомат «проглотил» карту. Это происходит, когда преступники вставляют в картридер кусочек пластика или фотопленки - в результате карта застревает в банкомате. Клиент безуспешно пытается ввести ПИН-код и, разочаровавшись, уходит, а стоящий позади злоумышленник, который при этом может играть роль сочувствующего прохожего, запоминает ПИН-код. Когда владелец карты уходит, мошенник при помощи маленьких щипцов или металлической иглы выуживает карту и снимает наличные.

Защита: Если карта застряла в банкомате, нужно позвонить в call-centre своего банка и заблокировать ее. После этого необходимо вызвать службу поддержки и дождаться ее приезда.

Угроза: Скимминг

Это самый распространенный вид мошенничества. На банкомат устанавливается специальное оборудование, которое считывает данные с магнитной полосы пластиковой карты и ПИН-код. Информация моментально пересылается аферистам, которые изготавливают поддельные карты - «белый пластик» - и в сжатые сроки снимают с них деньги.

Вычислить опасный банкомат нелегко. Мошенническое оборудование напоминает обычные детали. Специальные насадки устанавливаются на клавиатуру банкомата и отверстие для приема карты. Набор ПИН-кода отслеживается с помощью скрытых видеокамер, замаскированных, например, под ящичек с буклетами.

Часто жулику не хватает умения скопировать магнитную полосу. В этом случае он просто удаляет первые четыре цифры, выдавленные на поверхности карты (банковский идентификационный номер) и приклеивает новые. Мошенник подделывает срок ее действия и фамилию владельца. А дальше направляется в магазины и начинает тратить чужие деньги.

Скимминг практически не распространен в Казахстане, в основном мошенники обналичивают платежные карточки, эмитентами которых являются зарубежные банки.

Защита: Чтобы не стать жертвой скиммеров, прежде чем снять деньги, нужно убедиться, что на банкомате не установлено дополнительное оборудование, а все детали хорошо закреплены. При наборе ПИН-кода следует обязательно прикрывать клавиатуру рукой, даже если поблизости никого нет - на банкомате может быть установлена мошенническая видеокамера. Также нужно посмотреть, нет ли на клавиатуре бесцветной пленки, с помощью которой мошенники также могут узнать ПИН-код.

Угроза: блокировка выдачи купюр

Этот способ изобрели в России. Известны случаи, когда мошенники с помощью обычного скотча блокировали щель по выдаче купюр. В результате деньги застревали в банкомате. В то время как хозяин уходил в ближайшее отделение банка для выяснения причин, мошенник подходил к банкомату, отдирал скотч и спокойно забирал все деньги.

Защита: Если банкомат не выдает купюры, следует тщательно осмотреть щель машины. Также нужно, не отходя от банкомата, позвонить в службу технической поддержки. Обычно телефоны указаны на самом банкомате.

Угроза: поддельный банкомат

Пользуясь банкоматами за границей, нужно быть особо бдительными. Известны случаи установки поддельных банкоматов. Клиент, полагая, что аппарат настоящий, вставляет карточку, вводит ПИН-код, но данные о картсчете не отсылаются в банк, а считываются аппаратом, и впоследствии этой информацией пользуются злоумышленники. Такой вид мошенничества особенно распространен в США и Канаде, где практически любой гражданин может купить банкомат в свою собственность, установить его, подписать договор с сервисной компанией и обслуживать клиентов.

Защита: Лучше пользоваться банкоматами, установленными в отделениях банков и крупных магазинах. Уличные банкоматы - потенциально самые опасные.

Угроза: неэлектронный фишинг

Особо изобретательными оказались турецкие мошенники. Количество банкоматов в Турции не всегда может удовлетворить потребности туристов. Иногда банкоматов нет рядом с отелем или они работают в не подходящем режиме. В связи с этим в Турции появилась новая услуга - получение наличных на предприятиях торговли. Часто они называются post-office (почтовое отделение). Туристам, нуждающимся в деньгах, мошенники предлагают получить наличные с помощью специальных терминалов. При этом клиент вводит ПИН-код в фальшивое устройство. Клиенту выдают деньги, однако данные о карте и ПИН-коде остаются в руках мошенников и затем используются для изготовления дубликата карты и снятия денег со счета. Держатель карточки, вернувшись из Турции, через некоторое время может обнаружить в выписке по счету операции, которые он не совершал.

Защита: Путешествуя за границей, снимайте наличные только в проверенных банкоматах и отделениях банков, а не в обычном магазине или торговой точке, которые помимо продажи товаров занимаются еще и обналичиванием денежных средств по пластиковым картам.

Угроза: дружественное мошенничество

Деньги могут пропасть с пластиковой карты по вине родственников или друзей. Сотрудники банков утверждают, что большая часть незаконных транзакций приходится именно на этот вид мошенничества.

Защита: Нельзя хранить пластиковую карту вместе с информацией о ПИН-коде. Также не стоит кому-либо сообщать ПИН-код.


Угроза: двойная прокатка

Подобный вид мошенничества встречается в торгово-сервисных предприятиях. Двойная прокатка карты осуществляется через POS-терминал (считывающее устройство карты). Один чек или оттиск с карты заполняет ее держатель, а второй - совершенно не знакомый владельцу карты человек. Операция обычно осуществляется подкупленным мошенниками официантом или продавцом.

Защита: Никогда не подписывайте чек при оплате с использованием импринтера, в котором более трех листов. Подпись на чеке - это согласие списать с вашего карточного счета указанную сумму. При неверном оформлении чека требуйте его аннулирования. Если при его оформлении была допущена ошибка и вам предложили оформить новый чек, не стесняйтесь попросить аннулировать ошибочный. В противном случае с вашего счета могут списать двойную сумму. Неправильно заполненный чек должен быть уничтожен сразу в вашем присутствии.

Не реже чем раз в месяц, проверяйте движения денежных средств на вашем карточном счете (активно пользуйтесь услугами банка: установление лимита, SMS-информирование).

При появлении малейших подозрений о неправомерном списании денег со счета обращайтесь в банк. У вас есть определенный срок для того, чтобы отказаться или оспорить неправомерное списание денег с карточного счета.

Угроза: совершение операций без карты

Пластиковая карта находится у владельца, но злоумышленник совершает операции, используя номер карты, ПИН-код, CVC, пароль. И используя всю информацию, заказывает товары по почте, телефону или через Интернет.

Защита: В первую очередь нужно доложить о махинациях с картой в банк. Пароль доступа к своему счету через Интернет нужно держать при себе. Не предоставлять никому информацию о своем счете, если только не совершена покупка с использованием этого счета.

Если вы подозреваете, что стали жертвой мошенничества, немедленно сообщите об этом в банк, который может аннулировать карту и выдать взамен новую.

Универсальная защита

Чтобы узнать о незаконных операциях со счетом, недостаточно получать в банке регулярную выписку о транзакциях. Если вдруг вы обнаружите расхождения между операциями или суммами, указанными в выписке, с фактически произведенными или оплаченными операциями или суммами, то необходимо проинформировать об этом банк.
В некоторых банках проводится мониторинг карточных операций по различным критериям, который позволяет своевременно выявлять подозрительные операции, не свойственные модели клиентского поведения. В случае неподтверждения операции клиентом карточка блокируется. Также большинство банков завершили перевод магнитных карт на EMV(чиповые)-карточки, что в значительной степени снижает риск мошенничества. Практика показывает, что мошеннические транзакции могут начаться уже через несколько минут после того, как аферисты завладели данными картсчета. Единственный способ защиты в таком случае - sms-банкинг. Это специальная услуга, при которой отчеты о любых транзакциях моментально пересылаются клиенту в виде sms-сообщения. Получив сообщение об операции, которую он не совершал, клиент должен тут же заблокировать карту. Это предотвратит дальнейшие мошеннические действия.

Угроза: фишинг

Речь идет о массовой рассылке по электронной почте писем от имени банка-эмитента. Обычно в письме указывается просьба уточнить данные по платежным карточкам, либо ссылка на сайт банка, который держателю карточки необходимо посетить. При нажатии ссылки держатели карточек попадают на точную зеркальную копию официального сайта банка. На нем им предлагают ввести личные данные, якобы потерянные из-за технического сбоя системы: номер кредитной карты, идентификатор, пароль и иногда даже ПИН-код.

На Западе этот вид мошенничества известен как фишинг. На фальшивых сайтах оставили номера карточек и секретную идентификационную информацию около полумиллиона держателей карточек. После этого финансовые средства с карт могли использоваться через интернет-магазины. В списке пострадавших за прошлый год значатся такие крупные банки, как Barclays, Lloyds TSB и NatWest. Самое опасное в этом виде мошенничества заключается в том, что операции с использованием ПИН-кода, как правило, невозможно оспорить, и вина за их проведение ложится на держателя карты.

Защита: Запомните: банки ни при каких условиях не будут запрашивать информацию по e-mail, предназначенную для идентификации держателей карточек (ПИН-код к карточке, пароль входа в персональное РКО). Поэтому удаляйте рассылку, требующую раскрыть секретную информацию по вашим карточкам.

Деревянный банкомат

В скандинавских странах известны случаи, когда мошенники устанавливали... деревянные банкоматы. Выяснилось это, когда клиент попытался снять наличные, карточку заело, он подергал банкомат и, отломав какую-то деталь, обнаружил, что банкомат деревянный. Клиент позвонил в банк с извинениями за произведенный ущерб, чем очень удивил сотрудников финансового учреждения. Оказалось, что деревянный банкомат установили мошенники.

Заграничные банкоматы

Путешествуя за границей, будьте особо внимательны. Мошенники для обналичивания средств по поддельным картам специально выбирают другие страны - любое трансграничное преступление очень трудно расследуется. В большинстве случаев преступники остаются безнаказанными, а всю цепочку группировки проследить не удается.
Рекомендуется использовать не отдельно стоящий банкомат, а банкомат, находящийся непосредственно в отделении банка. Особо необходимо придерживаться данных рекомендаций в странах с повышенным риском мошенничества по платежным карточкам (страны Юго-Восточной Азии, Украина, Великобритания).
В таких странах, как Малайзия, Таиланд, Тайвань, Австралия, Болгария, Сингапур, Индонезия, Бразилия, Нигерия, Нигер, Гонконг, Филиппины существует высокий риск компрометации вашей карточки и ПИН-кода. В целях предотвращения возможного мошенничества по платежной карточке, некоторые банки рекомендуют в течение семи банковских дней с даты прекращения использования платежной карточки в одной из вышеуказанных стран обратиться в отделение банка для бесплатного блокирования карты. А также замены на новую платежную карточку с новым номером и ПИН-кодом.

На заметку!

В случае мошенничества банк обычно аннулирует карту и выпускает новую. По законодательству, в случае заявления клиента о факте мошенничества, банк-эмитент должен в течение 180 суток провести расследование и вернуть деньги, если владелец карты к преступлению непричастен. Обычно банки стараются расследовать ситуацию раньше отведенного срока - в некоторых случаях клиенту выплачивают возмещение через месяц-полтора после инцидента.
Если факта мошенничества расследование не подтвердило, клиента попросят заплатить за проделанную работу $10-20. Однако у владельца карты есть возможность оспорить такое решение банка и вернуть свои деньги через суд. Перспектива судебного разбирательства иногда становится весомым аргументом в пользу возврата средств. Финансовые учреждения неохотно афишируют случаи мошенничества.

Банки против ворюг

Отечественные банки, совместно с представителями платежной системы VISA, объединяются против мошенничества, совершаемых в Казахстане. Было заключено соглашение об обмене информацией о махинациях с банкоматами и совместным действиям по их пресечению.
Так, в конце 2008 года были пресечены операции с «белым пластиком» в городах Усть-Каменогорск и Петропавловск, были задержаны две группы, использующие поддельные платежные карты.
Банки устанавливают на своих банкоматах системы видеонаблюдения, средства, препятствующие установке несанкционированного снятия информации, специальные козырьки и навесы для индивидуальной работы с банкоматом. В случае чего, во всех банках функционируют специализированные круглосуточные сall-центры, телефоны которых указаны на банкоматах и платежных карточках.

Татьяна Борисова, Сауле Ынтыкбаева, «Наши деньги ЦА»

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123