Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

АБР вложится в Казахстан

21 Сентябрь 2010 0 1877 (с) focus.kz

Директор представительства Азиатского банка развития (АБР) в Казахстане Гуангуи Ли считает: с учетом хороших показателей развития казахстанской экономики можно прогнозировать, что экономика страны в ближайшие два года будет расти примерно по 4-5 процентов в год. Но в то же время от правительства потребуется совершенствование процесса инвестирования и создание эффективных механизмов для оценки и реализации проектов.

- Г-н Ли, давайте начнем сразу с конкретных цифр. Сколько Азиатский банк развития инвестировал в Казахстан за время своей работы в стране и какие секторы считаются приоритетными для банка?

- АБР начал работу в Казахстане в 1994 году, когда страна стала членом банка. Мы работаем как в частном, так и государственном секторах. С 1994-го по июнь 2010 года банк выделил кредиты казахстанскому государственному сектору на сумму 1,528 млрд долларов. Речь идет о 17 проектах в области сельского хозяйства, образования, финансов, транспорта и коммуникаций, а также водоснабжения, санитарии и ирригации.

В последние годы финансирование госсектора со стороны АБР сфокусировано на автотранспортной инфраструктуре, развитии малого и среднего бизнеса, а также финансовой поддержке антикризисной программы правительства. Сейчас банк обсуждает с казахстанским правительством возможность поддержки энергетического сектора страны, в особенности в области энергосбережения и возобновляемой энергетики.

Работа АБР с казахстанским частным сектором началась в 2006 году; она концентрируется на банковской сфере. Нами выделены финансовые средства в рамках пяти проектов на сумму 375 млн долларов. В настоящее время перспективы финансирования частного сектора за счет средств АБР связаны с инфраструктурными проектами.

- Вы отметили прежде всего транспортную инфраструктуру. Можно немного подробнее об этом?

- Стратегия АБР-2020, рассчитанная на 2008-2020 годы, разработана на основе критической оценки работы банка в Азиатско-Тихоокеанском регионе за последние 45 лет. Транспортная инфраструктура, которая является одной из многих сфер деятельности АБР, превратилась теперь в одну из ключевых, где наш банк приобрел сравнительное преимущество, богатый опыт и возможности, а также ресурсы для быстрого реагирования на потребности стран-участниц. Мы поддерживаем меры, предпринятые в последние несколько лет правительством Казахстана с целью улучшения и расширения транспортной инфраструктуры. Транспортная стратегия республики разработана с целью ее совершенствования, а также для увеличения ее безопасности и доступности. В то же время данный документ определяет цели, количественные и качественные ориентиры, оперативные показатели и планы действий, что помогает нам оказывать поддержку казахстанскому правительству в решении задач, стоящих перед республикой в транспортной сфере.

Мы поддерживаем развитие этой отрасли на национальном и субрегиональном уровнях. На национальном уровне мы сконцентрировались на автомобильном транспорте, а на субрегиональном банк уже в течение 10 лет поддерживает строительство транспортных коридоров в рамках Программы Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС).

Программа ЦАРЭС нацелена на достижение общего видения «Хорошие соседи, хорошие партнеры и хорошие перспективы», в ней участвуют восемь стран региона, включая Казахстан, и 6 международных организаций. Сотрудничество ведется в вопросах улучшения транспортной инфраструктуры субрегиона, снижения торговых издержек и облегчения перемещения товаров и людей.

- И, похоже, можно говорить не только о вышеназванных выгодах?

- Речь идет не только о таких очевидных преимуществах, как сокращение времени в пути и облегчение перемещения через границы. Транспортные коридоры принесут пять видов выгод. Во-первых, они повысят конкурентоспособность экономики. Во-вторых, увеличат благосостояние жителей. В третьих, укрепят экономику на местах, в регионах и в странах в целом. В четвертых, вырастет число поездок бизнесменов и туристов. В пятых, увеличится число рабочих мест в транспортном и связанных с ним секторах экономики.

Являясь ведущим партнером по развитию транспортной инфраструктуры и региональному сотрудничеству в рамках Программы ЦАРЭС, АБР поддерживает успешно реализуемый проект Транспортного коридора ЦАРЭС-1 (Международный транзитный коридор «Западная Европа - Западный Китай»). В будущем поддержка субрегиональных инфраструктурных проектов со стороны АБР будет включать проект транспортного коридора ЦАРЭС-2. Этот проект свяжет Казахстан с соседними странами через реконструкцию или реабилитацию сети автодорог Мангистауской области.

- Недавно вице-президент АБР заявил о расширении присутствия банка в Казахстане. Каковы будут пути и цели такого расширения?

- В последние несколько лет (особенно это касается периода последних шести лет) сотрудничество АБР с Казахстаном было спорадическим. Но банк намерен усилить партнерство с вашей страной за счет повышения долгосрочности и предсказуемости сотрудничества. Мы готовим новую стратегию партнерства с Казахстаном, которая определит стратегические направления, основу, результаты и операционную деятельность в стране в течение следующих пяти лет.

- Будет ли интересна АБР казахстанская Программа индустриально-инновационного развития?

- Новая стратегия партнер­ства АБР с вашей страной будет соответствовать казахстанской Стратегии-2020 и новой Программе ФИИР на 2010-2014 годы. Стратегия партнерства будет направлена на оказание помощи стране в том, чтобы избежать «ловушки стран со средним доходом». Такое случается, когда по мере быстрого роста экономики сокращается бедность, но затем страна так и остается в числе стран со средним доходом. В этом состоянии она не способна конкурировать ни с бедными странами с более низкой зарплатой, ни с развитыми странами с более высокими навыками и новыми продуктами.

Чтобы избежать такой ловушки, очень важно усилить партнерство государственного и част­ного секторов. А это возможность для успешного взаимодействия АБР и правительства в рамках ЦАРЭС на основе концепции «Действуй локально, но думай регионально». При этом мы будем исходить из опыта АБР в Казах­стане, концентрируясь на тех сферах, где у нас имеются сравнительные преимущества и где мы можем достичь результатов, указанных в планах правительства Казахстана.

- АБР намерен выделить в текущем году крупный займ на поддержку МСБ в Казах­стане. Какие сектора будут в приоритете?

- Банк предоставит заем на 500 млн долларов фонду развития предпринимательства «Даму» для кредитования предприятий малого и среднего бизнеса через банки второго уровня. Заем будет осуществлен несколькими траншами. Первый транш на общую сумму в 100 млн американских долларов откроется в IV квартале текущего года. В рамках проекта будут предоставлены среднесрочные финансовые средства в местной валюте (тенге) субъектам МСБ, которые позволят им модернизировать и расширить свой бизнес. Отмечу, что этот заем является уникальным и это первая и самая крупная кредитная линия АБР, выделенная на поддержку этого сектора. Она включает в себя многотраншевый финансовый механизм, который позволит банку кредитовать «Даму» в среднесрочной перс­пективе, одновременно помогая фонду, банкам-партнерам, а также заинтересованным в инвестициях малым и средним предприятиям.

Поскольку казахстанское правительство решило ограничиться секторами, которые являются приоритетными в рамках программы ускоренной индустриализации, проект будет направлен на диверсификацию сектора МСБ как ключевого средства обеспечения занятости и сокращения бедности. Приоритетными секторами станут производ­ство готовой продукции, фармацевтическая промышленность, производство стройматериалов, экспортно ориентированные производства, информационные технологии, биотехнологии, альтернативные источники энергии и т.д.

- При тесном сотрудничестве важно доверять цифрам партнеров. Между тем АБР прогнозировал, что экономический рост в Казахстане составит в этом году 2,5, а наш Минфин - 4 процента...

- Степень восстановления казахстанской экономики, достигнутая за I полугодие, впечатляет. Объем промпроизводства в текущих ценах вырос на 11 проц. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом добывающая промышленность выросла более чем на 6 проц., добыча нефти - на 8, а газа - на 5 процентов. На 18 проц. увеличился выпуск продукции обрабатывающей промышленности, а объем товарооборота и грузооборота вырос более чем на 10 процентов. Сектор услуг и сельское хозяйство также продемонстрировали рост.

С учетом хороших показателей развития казахстанской экономики можно прогнозировать, что экономика страны в ближайшие два года действительно будет расти примерно на 4-5 процентов в год, то есть быстрее, чем мы прогнозировали в отчете АБР «Прогнозы развития Азии в 2010 году» (Asian Development Outlook 2010).

- Но руководство Казах­стана намерено уменьшить зависимость страны от нефтяного сектора...

- Диверсификация казахстанской экономики является решающим условием устойчивого долгосрочного роста, и АБР давно поддерживает меры правительства в данном направлении.

Одним из уроков текущего кризиса является риск излишней зависимости от одного источника доходов. Большая диверсификация экономики делает ее более гибкой и устойчивой. Чтобы обеспечить рост экономики Казахстана за счет различных источников, необходимы скоординированные меры.

Исследование АБР показало, что экономики с более диверсифицированным экспортом восстанавливаются после кризиса быстрее тех, которые зависят от ограниченного числа источников роста. Аналогично экономики с диверсифицированным экспортом обычно обладают более развитой производственной структурой, способной быстро налаживать выпуск различной продукции.

- Как же достичь баланса между умеренным ростом и снижением зависимости от нефти?

- Чтобы достичь его, необходимо партнерство между частным и госсектором. Они должны иметь общую цель и прилагать совместные усилия, чтобы расширить промышленный потенциал страны и выйти за пределы ограниченного набора первичной продукции. Прежде всего государственные инвестиции и политика должны быть стратегически направлены на то, чтобы создать и поддерживать среду, благоприятную для перевода промышленного потенциала на выпуск все более сложных товаров с высокой добавленной стоимостью.

Богатые природные ресурсы Казахстана, такие как нефть, газ и минеральное сырье, являются неотъемлемой частью уравнения. Чтобы эффективно управлять доходами от природных ресурсов, прежде всего надо учитывать экологические издержки и интересы людей, проживающих в зоне добычи природных ресурсов. Затем нужно решить вопрос о структурировании налогообложения корпоративных доходов от добычи полезных ископаемых. Но наиболее трудной задачей для правительства является распределение доходов от добычи ресурсов между потреблением, инвестициями и сбережениями.

Здесь правительству придется сделать правильный выбор между желанием увеличивать потребление и необходимостью использовать сбережения для обеспечения средне- и долгосрочного экономического роста и укрепления человеческого и физического капитала внутри страны. Наконец, когда решение по этому вопросу принято, нужно определиться с тем, куда и как инвестировать. На данном этапе от правительства потребуется усовершенствование процесса инвестирования и создание эффективных институциональных механизмов для оценки и реализации проектов.

ДОСЬЕ

ЛИ Гуангуи

В 1983 году окончил китайский университет Ренмин и два года работал в качестве приглашенного научного сотрудника в университете Висконсин-Мэдисон. Затем в течение 13 лет работал в международном отделе Министерства финансов КНР. В АБР - с ноября 2004 года.

В настоящее время - директор Представительства АБР в Казахстане.

Серик МАМБЕТОВ, Кадыржан СМАГУЛОВ, Тимур АКБАРОВ

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123