Зарплата в конвертах: почему государство настаивает на легализации неформальной занятости
В правительстве на протяжении последних лет активно вырабатываются механизмы легализации неформально работающих и самозанятых казахстанцев. На первый план эта проблема вышла с внедрением обязательного социального медицинского страхования, когда люди, не имеющие официальных отчислений, оказались вне системы ОСМС и столкнулись с отказами в предоставлении медицинских услуг. Но статус в системе ОСМС стал лишь одним звеном в цепочке проблем.
Неформальная занятость: реальный масштаб
В комплексном плане развития рынка труда до 2028 года отмечается, что в Казахстане в период с 2010 по 2021 годы количество самостоятельно занятых граждан сократилось на 608 тыс. человек, или на 23%. Уровень самозанятости при этом составил 24% от всей занятости.
Отмечается, что больше половины неформальных работников являются наемными. 1,2 млн человек трудятся в условиях неформальной или нестабильной занятости (13,6%), а их доходы не поддаются оценке. 54% неформально занятых трудятся на предприятиях формального сектора, осуществляющих свою деятельность легально, и как правило имеющих в штате официально трудоустроенных «признанных» сотрудников.
В Казахстане неформальная занятость в основном связана с невысокими заработками и низкопроизводительным дешевым трудом. Так, почти 40% занятых в неформальном секторе, сосредоточены на заводах, фабриках, ателье (37%) и личных подсобных хозяйствах (36%). Незначительная доля наблюдается на строительных площадках (2%), открытых рынках (2%), собственных автотранспортных средствах (2%). Наряду с этим, неформальная занятость больше характерна для небольших организаций, численность которых не превышает 15 человек (57%).
Одним из важнейших факторов, влияющих на распространение неформальной занятости, является уровень образования. Так, в 2021 году значительная часть неформально занятых приходится на лиц, имеющих техническое и профессиональное – 59%, среднее образование – 23%, и оставшаяся доля на лиц с высшим образованием – 18%. При этом лица, проживающие в сельской местности, оказываются занятыми неформально почти вдвое чаще, чем городские жители.
Почему государству важно легализовать неформальную занятость
Проблема не только в том, что неформально работающие граждане не платят обязательные налоговые выплаты со своих зарплат в виде ИПН. В Казахстане действуют несколько социальных систем, в которых работающим гражданам участвовать необходимо. Это Государственный фонд социального страхования - именно из этого фонда выплачиваются декретные пособия, пособия в случае потери кормильца, выплаты при утрате трудоспособности. Такие выплаты из фонда назначаются персонально. Если базовые пособия из бюджета установлены Законом о республиканском бюджете, то выплаты из ГФСС определяются индивидуально, исходя из среднемесячного дохода каждого человека за последние 2 года и с учетом коэффициента утраты трудоспособности. Кто-то утрачивает трудоспособность на 30%, кто-то - на 70, а кто-то - на все 100. Чем выше степень утраты трудоспособности, тем выше размер социальной выплаты.
Есть также накопительная пенсионная система, где человек в течение всей своей трудовой деятельности накапливает средства на свою будущую пенсию. Со стороны государства гарантированы базовые пенсионные выплаты, которые начисляются всем гражданам РК при достижении ими пенсионного возраста. Однако базовая пенсия зависит от стажа участия в пенсионной системе. Минимальный размер базовой пенсии в 2024 году составляет 28 215 тенге, максимальный – 45 578 тенге. А на солидарную пенсию могут рассчитывать только граждане, имеющие трудовой стаж до 1998 года.
И есть также система обязательного медицинского страхования. В Фонд ОСМС отчисления делаются как от работодателя, так и от самого работника, либо самостоятельно занятым (например, индивидуальным предпринимателем), и участие в системе гарантирует гражданам бесплатный доступ ко всем медицинским услугам. Если же у человека статус незастрахованного, то получает он лишь медуслуги, входящие в пакет гарантированной медпомощи за счет государства.
Почему человек не может сам об этом позаботиться
Любой человек может самостоятельно откладывать деньги на свою старость, покупать долгосрочное страхование жизни на случай ЧП и пользоваться исключительно частной медициной. Но эти механизмы, безусловно, эффективные, но пока достаточно дорогие, и не вполне доступны даже при среднем уровне дохода. Есть ощутимая разница - заплатить за прием в частной клинике из собственного кармана, а это в среднем от 5000 до 25000 тенге, или же пройти осмотр бесплатно в рамках ОСМС.
Ну и, кроме того, неформальная занятость не дает никаких гарантий самому работнику. При отсутствии трудового договора и зарплате в конвертах человек освобождает себя не только от обязанности платить налоги. Он освобождает от всех обязанностей и своего работодателя - даже по выплате гарантированной, казалось бы, оплате труда.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter