menu

Статьи

Откуда берутся доходы Казахстана

505

Все дееспособные работающие казахстанцы платят налоги в государственный бюджет, мы – налогоплательщики. Компании, в которых на территории страны работают казахстанцы и иностранные сотрудники и находятся офисы, тоже платят налоги. Все эти налоги составляют львиную долю госбюджета.

 

Государственный бюджет, это - план расходов и доходов государства на какой-то период. 

 

Государственные доходы формируются, в первую очередь, за счет налоговых поступлений. То есть граждане, как члены общества, согласны отдавать какую-то часть своих персональных доходов под государственное управление, чтобы государство обеспечивало их общественными благами: безопасностью, бесплатными поликлиниками и школами, дорогами, службой борьбы с пожарами. 

 

И то, кто и сколько платит налогов, имеет огромное значение. Перенести принятие нового Налогового кодекса на следующий год, чтобы качественно подготовить его, поручил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

 

Также казна страны пополняется за счет государственной собственности: к примеру, если у государства есть какое-то здание или сооружение, которое оно сдает в аренду частному сектору, то денежные средства от аренды являются государственными доходами.

 

И еще доходы, получаемые за счет проведения международных операций. Когда государство занимает деньги другому государству под процент, то выплаты по процентам пополняют государственную казну. Или, когда бизнесмены из другого государства ввозят свою продукцию на территорию нашего государства, они платят таможенные сборы, которые также идут в государственную казну.

 

11 видов налогов и платежи в бюджет предусмотрены в Казахстане по действующему налоговому законодательству:

 

1.            корпоративный подоходный налог 

2.            индивидуальный подоходный налог 

3.            налог на добавленную стоимость 

4.            акцизы

5.            рентный налог на экспорт

6.            специальные платежи и налоги недропользователей 

7.            социальный налог 

8.            налог на транспортные средства

9.            земельный налог; 

10.          налог на имущество

11.          налог на игорный бизнес

 

Платежи в бюджет:

 

1.            государственная пошлина

2.            сборы

3.            плата за:

             пользование лицензиями на занятие отдельными видами деятельности

             пользование земельными участками

             пользование водными ресурсами поверхностных источников

             негативное воздействие на окружающую среду

             пользование животным миром

             лесные пользования

             использование особо охраняемых природных территорий

             использование радиочастотного спектра

             предоставление междугородной и международной телефонной и сотовой связи

             размещение наружной рекламы

             цифровой майнинг.

 

Отметим, что комитет госдоходов Минфина ведет налоговый мониторинг крупных налогоплательщиков и горизонтальный мониторинг - обмен информацией и документацией между подразделениями комитета и налогоплательщикоми.

 

Профицит и дефицит бюджета

 

Государство собирает доходы и потом тратит их на благо общества: строительство дорог, школ, помощь бедным и другое. Бывает так, что государственные служащие, рассчитав предстоящие затраты, видят, что доходов за год планируется получить больше, чем закрыть расходов. Тогда возникает профицит государственного бюджета. 

 

За счет профицита бюджета часто пополняются разные государственные фонды и золотовалютные резервы страны. Иногда за счет профицита государство погашает государственный долг. 

 

Но бывает и так, что госслужащие, запланировав все расходы понимают, что потенциальных доходов не хватит на покрытие всех нужных затрат, возник дефицит госбюджета. Сейчас в Казахстане именно такая ситуация.

 

Государственный долг 

 

Правительство вынуждено искать деньги, чтобы закрыть все расходы. Чаще всего, оно занимает внутри страны или за рубежом. Так формируется государственный долг.

 

Правительство Казахстана утверждает республиканский бюджет на 2025 год с дефицитом Т4,1 трлн или 2,7% к ВВП, сообщило недавно министерство финансов.

 

«Утвердить республиканский бюджет на 2025 – 2027 годы, в том числе на 2025 год в следующих объемах: доходы республиканского бюджета на 2025 год - Т21,4 трлн, в том числе, по налоговым поступлениям – Т15,2 трлн (…), затраты – Т25,2 трлн (…), дефицит бюджета – Т4,1 трлн, или 2,7% к ВВП», - говорится в проекте закона РК «О республиканском бюджете на 2025 – 2027 годы» и размещенном на портале «Открытые НПА» для обсуждения.

 

Ненефтяной дефицит бюджета составит, по проекту, Т11 трлн, или 7,3% к ВВП Казахстана. Что это? - В Казахстане, когда формируется бюджет на 3 года, рассчитываются гарантированные поступления в бюджет из Национального фонда. Как правило, эти деньги расходуются на госпрограммы развития или стабилизацию разного рода социально-экономических шоков. Дефицит бюджета без трансфертов из Нацфонда называют ненефтяным дефицитом. 

 

Также, в Казахстане с 1 января 2025 года минимальный расчетный показатель (МРП) устанавливается в размере 3 932 тенге, минимальный размер заработной платы (МЗП) – 85 тыс. тенге, минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты – 32,36 тыс., минимальный размер пенсии – 62 771 тенге. Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат установлена в размере 46 228 тенге.

 

Объем внешнего долга Казахстана на 1 апреля 2024 года составил, по данным Нацбанка, $162,5 млрд, снизившись с начала 2024 года на $0,2 млрд. C начала 2024 года внешний долг (непогашенные на определенный момент времени фактические и безусловные обязательства резидентов перед нерезидентами) снизился за счет стоимостных, курсовых и прочих изменений на $0,5 млрд, при увеличении операций платежного баланса на $0,3 млрд тенге. 

 

В структуре внешнего долга Казахстана по первоначальному сроку погашения 88,2% приходится на долгосрочный, свыше 1 года, внешний долг, что, с одной стороны, минимизирует риски ликвидности, а с другой – усиливает влияние на погашение и обслуживание долга изменения общих рыночных условий.

 

В структуре внешнего долга Казахстана по видам финансовых инструментов преобладают кредиты и займы, привлеченные от нерезидентов - 74,2% и долговые ценные бумаги на руках у нерезидентов - 8,3%, отмечает Нацбанк.

 

Обслуживание долга становится с каждым годом дороже. Законом «О республиканском бюджете на 2024-2026 годы» на обслуживание правительственного долга предусмотрены в 2024 году – 2 022,6 млрд тенге, в 2025 году – 2 449,9 млрд, в 2026 году – 3 524,1 млрд тенге. Доходы же Казахстана остаются невысокими. Это не позволяет направлять нужное количество денег на развитие, структурные реформы, финансирование важнейших секторов экономики и достижение целей устойчивого развития. 

 

Четверть всех расходов бюджета РК идёт, по данным Аналитического центра АФК в обзоре консолидированного бюджета РК за I кв. 2024 года, на обслуживание госдолга. 

 

В I кв. 2024 года поступления налогов снизились на 2,5%, а общие доходы бюджета – на 1,8%, при росте расходов консолидированного бюджета на 16,7%. Практически весь вклад в увеличение расходов внесли статьи обслуживания и погашения госдолга. Тенденция к увеличению расходов на обязательства по госдолгу в абсолютном и относительном выражении в структуре расходов бюджета усугубляется, по данным Аналитического центра АФК, несбалансированностью его структуры: в 2024–2025 годах Минфину предстоит погашение крупных объёмов еврооблигаций, что приводит к резким изменениям в расходах - доля расходов на эти цели выросла до 26% от всех расходов против 15% в аналогичном периоде 2023 года. 

 

Пределом госдолга правительство также ограничивает займы. Так, своим постановлением от 29 декабря 2022 года оно ограничило совокупный размер госдолга и долга квазигосударственного сектора 53,5% к валовому внутреннему продукту (ВВП). 

 

В том числе, верхний предел долга квазигоссектора должен составлять не более 21,2% к ВВП. Причем, в расчет верхнего предела долга не включаются взаимные обязательства организаций, контролируемых государством, и обязательства контролируемых организаций-нерезидентов.

 

Внешний долг правительства, с учетом внешнего гарантированного государством долга и внешнего долга субъектов квазигоссектора не должен превышать 75% от суммы валютных активов Национального фонда.

 

Кроме того, заемщики-нацкомпании и другие компании квазигоссектора, должны будут ежеквартально представлять в правительство план привлечения займов на пять лет вперед, а госхолдинг «Самрук-Казына» должен ежеквартально публиковать на своем сайте информацию о пятилетних планах по заимствованиям.

 

Эти изменения вносятся в связи с утвержденной Концепцией управления госфинансами Казахстана до 2030 года. В концепции отмечается, что формирование бюджета с дефицитом способствовало заимствованию правительства на его покрытие и увеличению госдолга.

 

В частности, с 2013 по 2021 год госдолг увеличился с 12,5% к ВВП до 27% к ВВП, а в номинальном выражении - в пять раз, с 4,4 трлн тенге в 2013 году до 22 трлн тенге в 2021 году. Около 80% госдолга составляет долг правительства, который увеличился с 4,4 трлн тенге в 2013 году до 18,7 трлн тенге в 2021 году, или с 10,1% до 23% к ВВП.

 

Увеличение долга правительства привело к росту затрат на его обслуживание. Расходы республиканского бюджета по обслуживанию правительственного долга выросли со 177 млрд тенге в 2013 году до 978 млрд тенге в 2021 году, или с 2,8% до 6,4% от общего объема расходов республиканского бюджета. 

 

Концепцией планировалось установить с 2023 года верхний лимит темпов роста расходов республиканского бюджета, ограничив их средним реальным ростом ВВП за предыдущие 10 лет, увеличенного на ожидаемый уровень инфляции. Минфин планировал привлечь в 2023 году 4,9 трлн тенге за счет выпуска государственных ценных бумаг. 

 

Экономический эффект бюджетными программами не измеряется

 

Бюджет силен исполнением. Это любой казахстанец знает по своему личному или семейному бюджету. Случайные траты могут пробить в бюджете огромную брешь. И тогда «Шеф, все пропало, все пропало!»

 

Глава Высшей аудиторской палаты (ВАП) Казахстана Алихан Исмаилов в докладе по оценке госбюджета за 2023 год на пленарном заседании сената в июне 2024 года, отметил, что экономический эффект предусмотрен в 80% бюджетных программ развития, но в половине из них нет точных количественно измеримых показателей. По итогам года не завершен 91 бюджетный инвестпроект – 20% от плана, «преимущественно проекты водоснабжения, водоотведения и социальной инфраструктуры». 

 

В реальном секторе экономики основные инфраструктурные инициативы реализуются через квазигоссектор. За 2023 год он получил почти 1,2 трлн тенге из бюджета. При этом, неиспользованный остаток по итогам вырос более чем в 2,5 раза. Дополнительно ВАП РК выявлены еще 383 млрд тенге, которые были выделены, размещены на счетах и не использованы по назначению. 

 

Проекты государственно-частного партнерства (ГЧП): не снижают нагрузку на бюджет, оптимизация расходов государства происходит в период создания объектов ГЧП, однако в дальнейшем требуется их компенсация со значительной «наценкой», гарантируют частникам стабильное финансирование более 2-3 лет без необходимости прохождения конкурсных процедур по госзакупкам.

 

Аудит налогового и таможенного администрирования за 2023 год зафиксировал недостижение плана по налоговым поступлениям на 1,4 трлн тенге. В частности, не исполнен прогноз по 3 крупным бюджетообразующим налогам: КПН, НДС на ТВП, НДС на импорт. Это стало возможным ввиду завышения прогноза. Последние 5 лет расходы ежегодно превышают доходы республиканского бюджета, отмечал глава ВАП Алихан Смаилов.

 

Расходы выросли больше доходов 

 

За I кв. 2024 года доходы государственного бюджета РК достигли, по данным Finprom, 6 трлн тенге — на 7,6% больше, чем годом ранее. Расходы госбюджета составили 6,1 трлн тенге, увеличившись также на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

 

Разница между расходами и доходами достигла 148,6 млрд тенге, отношение расходов к доходам - 102,5%. 

 

По итогам января–марта наибольшая часть расходов госбюджета пришлась на сферу социальной помощи и соцобеспечения: 1,5 трлн тенге, годовой рост - на 15%. Доля сектора от всех расходов составила 23,9%.

 

Еще 20,3% расходов пришлось на сектор образования: 1,2 трлн тенге, минус 9,1%, здравоохранения - 650,5 млрд тенге и госуслуг общего характера - 371,6 млрд тенге.

 

На обслуживание долга было потрачено 723,4 млрд тенге, против 559,6 млрд тенге годом ранее. Годовой рост составил 29,3%.

 

В госдоходах основная часть поступлений традиционно пришлась на налоги. С начала 2024 года налоговые поступления составили 4,4 млрд тенге — на 2,5% меньше, чем годом ранее. Доля от всех доходов бюджета — 72,7%.

 

Неналоговые поступления выросли на 46,9% за год, до 127,9 млрд тенге, поступления от продажи основного капитала — сразу на 94,6%, до 58,1 млрд тенге. Поступления трансфертов составили 1,5 трлн тенге — на 47,7% больше, чем годом ранее.

 

Бизнес - о налоговых поправках

 

Предприниматель Жанар Сулейменова в социальной сети Meta написала, что «налоговый режим «Розничный налог», действие которого было расширено до 364 ОКЭД, сейчас предложено ликвидировать. Новый режим СНР для МСБ с пределом в 500 млн тенге (135 тыс. МРП) по сути является обманом предпринимателей, так как данный предел сокращен в четыре раза по сравнению с розничным налогом, где он составлял 2 млрд тенге (600 тыс. МРП)». Такая непоследовательная и непредсказуемая налоговая политика подрывает доверие бизнеса к государству и снижает инвестиционную привлекательность Казахстана, считает она.

 

Также поддержка среднего предпринимательства. На деле доля среднего бизнеса в ВВП уже сократилась с 10,3% до 6,9% в 2022 году. Средние предприятия сталкиваются с самой высокой налоговой нагрузкой — 30,7%, что значительно больше, чем у малого бизнеса - 4,5% и крупного - 24,7%. Проект нового Налогового кодекса не решает эту проблему. 

 

Перенести принятие нового Налогового кодекса на следующий год, чтобы подготовить его на качественном уровне, поручил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

 

«В рамках рассмотрения проекта нового Налогового кодекса поручаю провести в правительстве, парламенте, обстоятельную дискуссию. Сложные, но нужные решения, должны быть найдены. Спешка в этом вопросе недопустима. Поэтому считаю возможным перенести принятие нового кодекса на следующий год, чтобы подготовить данный закон на качественном уровне», - сказал Токаев, выступая с посланием народу Казахстана на совместном заседании обеих палат парламента. 

 

По его словам, надо стремиться к полному отказу от налоговых проверок по плану, совершенствовать систему управления рисками. 

 

«По всем льготам для повышения их эффективности должна предоставляться налоговая отчётность. Сохранить надо те из них, которые реально стимулируют бизнес. Например, можно предусмотреть преференции инвесторам, нацеленным на развитие производства. Речь идёт о единовременном вычете на строительство, приобретение, модернизацию, реконструкцию активов», - сказал Токаев. 

 

Важно предусмотреть льготы и для экспортеров продукции высокого передела. Они должны получать больше поддержки, чем любой другой бизнес, добавил президент Казахстана. 

 

Мировой госдолг догоняет ВВП

 

Госдолг в мире, в крупнейших экономиках неуклонно растет и догоняет ВВП. МВФ фиксирует заметный рост задолженности США и КНР. Размер глобального госдолга по итогам 2023 года вырос до 93,2% мирового ВВП, следует из нового доклада МВФ о фискальной политике, по данным апрельского обзора Fiscal monitor. Это на 2 п. п. выше показателя 2022 года и на 9 п.п. – допандемийного значения 2019 года. 

 

Наибольший вклад в прирост суммарного долга внесли США и КНР. По прогнозу МВФ, при сохранении нынешних подходов к налогово-бюджетной политике госдолг этих стран к 2053 году удвоится. Серьезное влияние бурный рост долга в США и Китае будет оказывать и на экономики других государств.

 

«Антилидерами» роста по итогам 2023 года стали США и Китай — отношение госдолга к ВВП выросло на 2 п. п. и 6 п. п., соответственно. По прогнозу МВФ, госдолг КНР в 2024 году достигнет 88,6% ВВП страны, а в 2029 году — 110,1% ВВП. Госдолг США может составить 123,3% ВВП уже в 2024 году и 133,9% ВВП — в 2029 году.

 

Поэтому МВФ ожидает, что через пять лет глобальный госдолг достигнет 99% ВВП.

 

Мягкая налогово-бюджетная политика США, опасаются в МВФ, будет препятствовать быстрому замедлению инфляции в этой стране до целевых 2%. Так, в марте, несмотря на сохранение жесткой денежно-кредитной политики ФРС, инфляция в США ускорилась до максимальных за полгода 3,5%. Проблемы для других экономик может создать прогнозируемая высокая волатильность гособлигаций США — она, считают аналитики, заметно повысит риски для глобальной финансовой системы.

 

Госдолг США впервые в истории, по сообщению комитета Палаты представителей, превысил в январе 2024 года $35 трлн. Нынешний госдолг США соответствует $104 тыс. на человека, $266 тыс. на домохозяйство или $483 тыс. на ребенка.

 

Управление Конгресса США по бюджету прогнозирует, что к 2034 году госдолг Соединенных Штатов увеличится до $50,7 трлн, или 122% ВВП страны. Глава Минфина США Джанет Йеллен говорила, что госдолг страны «довольно управляем», но в будущем властям придется принять меры, чтобы убедиться в снижении дефицита.

 

К маю 2024 года объем мирового долга вырос, по данным Института международных финансов (IIF), до рекордного уровня — $315 трлн. Показатель вырос за счет наращивания заимствований Китаем, Индией и Мексикой. В целом, правительства сокращают налоги и увеличивают расходы на фоне рекордного числа выборных кампаний в этом году, отмечал IIF. По прогнозам, в 2024 году дефицит госбюджетов увеличит мировой долг на $5,3 трлн.

 

Фото из открытых источников 

0
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Узнайте, какой банк готов одобрить вам кредит

Оставить заявку!Белая стрелка

Другие новости