menu

Статьи

Онлайн-микрокредиты станут дешевле

2444

Участники сектора онлайн-микрозаймов подвели итоги уходящего года на пресс-конференции в Алматы. Так, с июля по декабрь количество проблемных заемщиков снизилось в 3.5 раза, около 400 тыс. клиентов финтех-компаний прошли процедуры реструктуризации или списания долгов. Также на пресс-конференции представители рынка рассказали о законодательных новшествах, которые начнут действовать в следующем году. 

 

По данным Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР), еще летом количество заемщиков, имевших просроченную задолженность в МФО свыше 90 календарных дней, составляло 555 тыс. человек, в том числе на сектор беззалогового потребительского онлайн кредитования приходилось 496 тыс. физических лиц, с общей суммой просроченной задолженности в размере 65 млрд тенге. 

 

«Наблюдая динамику увеличения количества просроченных микрокредитов, АМФОК, совместно с АРРФР РК, в августе текущего года приступили к реализации комплекса мер, направленных на стабилизацию ситуации и снижение темпов роста выдачи займов, и сокращение просроченной задолженности, а также работу с потребителями финансовых услуг», - сообщил Ербол Омарханов, директор Ассоциации микрофинансовых организаций Казахстана (АМФОК). 

 

Так, между АМФОК и участниками рынка онлайн-кредитования был подписан меморандум об ограничении агрессивного темпа роста выдачи онлайн-займов и снижения просроченной задолженности. В РК почти 240 компаний, которые имеют лицензию МФО, из них в секторе онлайн-кредитования работают только 44. 32 компании выступили подписантами меморандума, то есть большая часть рынка придерживается единого подхода и правил работы с проблемным заемщиками.

 

«Результатом работы стало снижение количества проблемных заемщиков в секторе онлайн микрокредитования в 3.5 раза.  Последний раз мы смотрели цифры 10 ноября. Количество должников, имевших просрочку свыше 90 дней, в секторе онлайн кредитования было снижено с 496 тыс. до 140 тыс. Полное прощение долга по онлайн-микрокредитам было произведено для 19,3 тыс. заемщиков на сумму 401,6 млн тенге. Частичное прощение долга по микрокредитам получили 292,3 тыс. заемщиков на сумму свыше 2,1 млрд тенге», - привел статистику Анатолий Глухов, директор  Казахстанской ассоциации ФинТех (КазФинТех).

 

Защита должников 

 

В Казахстане действует единый порядок досудебного урегулирования проблемной задолженности. Он предусматривает обязательную процедуру рассмотрения МФО обращений заемщиков на реструктуризацию просроченной задолженности. 

Люди могут решить вопросы по реструктуризации своих микрокредитов напрямую с кредиторами. В соответствии с законодательными требованиями кредитор обязан уведомить заемщика о возникшей просрочке в течение 20 дней с момента ее наступления. В уведомлении кредитор информируют заемщика о необходимости внесения платежей и погашения просроченной задолженности, указав ее размер, а также о праве обратиться к кредитору по вопросу реструктуризации.

 

При этом заемщики, у которых возникла просрочка, вправе в течение 30 дней с даты ее наступления обратиться к кредитору с заявлением о реструктуризации, содержащим причины просрочки, варианты возможной реструктуризации, а также приложением документов, подтверждающих снижение доходов. 

 

Кредитор обязан в течение 15 дней рассмотреть заявление заемщика и информировать о принятом решении, которое содержит согласие с предложениями заемщика, предложение своих условий реструктуризации либо отказ в реструктуризации. 

 

«В исключительных случаях, кредитор с учетом сложившихся у заемщика обстоятельств может применить меру урегулирования задолженности путем полного или частичного ее прощения. Но, надо понимать, что прощение задолженности осуществляется преимущественно социально – уязвимой  категории заемщиков, имеющих реальные финансовые проблемы, за счет средств самих МФО.», - пояснил Анатолий Глухов, директор КазФинТех. 

 

Учитывая социальный аспект в вопросах взаимодействия с заемщиками, в структуре АМФОК, усилиями МФО, при поддержке ассоциации КазФинТех, создан автоматизированный контакт-центр по поддержке клиентов. «Заемщики МФО, столкнувшиеся с проблемой по возврату микрокредитов или с нарушением своих прав, могут обратиться в этот Центр по телефону +7 771 933 34 44 или на электронный адрес: manager@mfohelp.kz. По каждому обращению будут оперативно приниматься меры по разрешению проблемной ситуации. За два месяца работы автоматизированного Центра по поддержке клиентов поступило и обработано около четырёх тыс. обращений заемщиков», - подчеркнул Ербол Омарханов. 

 

Кроме того, он сообщил, что на рынке работает микрофинансовый омбудсман. В нему можно обраться по электронной почте ombudsman@mfohelp.kz.

 

Регулирование 

 

В целях недопущения выдачи микрокредитов неплатежеспособным заемщикам еще в 2020 году введено требование по расчету коэффициента долговой нагрузки (КДН). Эта мера позволила исключить выдачу займов людям с доходами ниже прожиточного минимума и ограничить совокупный размер платежей по кредитам в размере не более 50% от дохода заемщика. В этом году подходы к расчету КДН были еще больше ужесточены. Для более оперативной актуализации сведений о задолженности граждан с первого октября этого года сокращен срок передачи информации в кредитные бюро с 15 до одного рабочего дня. 

 

Для недопущения фактов мошенничества при предоставлении микрофинансовых услуг введено требование по обязательной биометрической идентификации заемщика. «С момента внедрения требования по обязательной биометрической идентификации клиента, уровень мошенничества снизился многократно и сейчас это единичные случаи. Как правило такие случаи бывают, когда клиента вводят в заблуждение и он сам проходит биометрию и оформляет микрокредит. Подчеркну, без участия самого заемщика практически невозможно получить онлайн-микрокредит», - уточнил Алмаз Торутаев, генеральный директор МФО «Робокэш.кз» (бренд Займер).

 

Снижение процентов 

 

Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка было принято постановление, которые не просто усиливают надзор, но и снижают стоимость онлайн-займов. «Ранее в марте этого года было снижено предельное значение вознаграждения по таким микрокредитам до 25%. Теперь планируется снижение этого показателя до 20%, также будет ограничиваться дневная ставка.  Вскоре МФО перейдут на ежемесячную регуляторную отчетность. Кроме того,  в следующем году будут введены дополнительные пруденциальные нормативы для онлайн-кредиторов, в том числе в виде порогового значения доли просроченной задолженности, не превышающей 20% от портфеля», - объяснил Анатолий Глухов. 

 

Дополнительно участники меморандума договорились не переуступать до конца года права требования по онлайн микрокредитам коллекторским организациям. Исполнение этих обязательств отслеживается через отчётность финтех-компаний и информации из кредитных бюро. 

 

«Учитывая, что участники рынка потребительского микрокредитования осознают возникшие риски, их желание не допускать больше «перегрева» в этом сегменте финансовых услуг, а также жесткие регуляторные ограничения, принятые уполномоченным органом, подобная ситуация в будущем не должна повториться и мы готовы прилагать к этому все необходимые усилия» - заключил Ербол Омарханов. 

 

Кстати, выбрать кредит, который будет соответствовать вашим ожиданиям можно здесь, а здесь мы рассказываем, как снизить проблемные долги.  

 

Ирина Ледовских 







 

Фото из открытых источников 

0
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Акционные предложения

Узнайте, какой банк готов одобрить вам кредит

Оставить заявку!Белая стрелка

Другие новости

Компании и инновации
С помощью незаконных игорных площадок из Казахстана выводится 1 трлн тенге ежегодноС помощью незаконных игорных площадок из Казахстана выводится 1 трлн тенге ежегодно