menu

Статьи

Льготный автокредит – мечта многих и реальность для одного из десяти

1609

Автомобиль! Так сложилось, что именно в Казахстане к его покупке относятся почти как к покупке квартиры. Мечта о классной машине есть даже у тех, кто не очень любит ею управлять. Для одного машина мечты, это – мощное купе, способное показать, что такое динамика и управляемость, для другого – представительский седан, заднее сиденье которого подарит ощущение настоящей роскоши. Приблизить мечту можно, купив машину в кредит, по льготному кредиту.  

 

Льготный автокредит, это - отличная возможность не для некоторых категорий казахстанцев, а для всех платёжеспособных граждан Казахстана с положительной кредитной историей, соответствующих критериям банков-участников, не получавших ранее автокредит в рамках программы и имеющих актуальную заявку на платформе, обзавестись личным транспортом. Однако гладким всё бывает только на бумаге, а в жизни всегда найдутся сложности. Тем не менее, в 2023 году в стране планируется профинансировать покупку свыше двух тысяч машин.

 

Средний чек автокредита быстро растет

 

В декабре 2022 года средний размер выданных автокредитов достиг рекордного значения — 8,4 млн тенге. Этот результат на 18,3% больше, чем в январе того же года, когда автокредит, в среднем, составлял 7,1 млн тенге. 

 

Причины стремительного роста среднего чека - дефицит автомобилей на рынке, удорожание сборки и цены дополнительных «услуг» со стороны дилеров. 

 

При этом, показатель среднего чека растет на фоне сокращения выдачи автокредитов. По итогам 2022 года, по данным ПКБ, в Казахстане было выдано автокредитов на общую сумму 832,1 млрд тенге. Это на 30,9% больше, чем годом ранее. Рост объема кредитных средств произошел на фоне снижения числа выдач: в 2022 году было оформлено 107,2 тыс. подобных займов, что на 2,1% меньше, чем годом ранее. Отмечу, что средний чек составил около 7,8 млн тенге.

 

Пик выдач пришелся на июнь – 95,2 млрд тенге и 12,4 тыс. ед. Средний чек составил 7,68 млн тенге. По мнению аналитиков ПКБ, это связано с запуском программы льготного кредитования. Заявки по ней начали принимать еще в мае, но фактически значительная часть сделок была закрыта в июне. 

 

Также стоит отметить высокий спрос на автокредиты в конце года: сезонный спрос взлетел на фоне затянувшегося запуска нового этапа программы льготного автокредитования.

 

На 1 января 2023 года объем портфеля автокредитов в Казахстане составил 1,5 трлн тенге. Это на 21,9% больше, чем годом ранее. Рост портфеля произошел на фоне снижения количества выданных кредитов на 2,6%, до 339 тыс. единиц. 

 

За год объем кредитов с просрочкой платежей свыше 90 дней (NPL 90+) увеличился сразу на 22,9 млрд тенге, до 88,3 млрд тенге. Однако, учитывая темпы роста портфеля, качество остается хорошим: доля NPL90+ составляет 5,9%. Но это все же больше, чем было в начале года - 5,3%, отмечают в ПКБ. 

 

Напомню, правительство с 2015 года через Банк развития Казахстана (БРК) на программу льготного автокредитования выделило из бюджета 82 млрд тенге. Благодаря использованию револьверного механизма, когда за счет возвратных средств первичных заемщиков деньги выдаются следующим заемщикам, выдано более 32 тыс. займов на общую сумму 176 млрд тенге. Таким образом, средний чек кредита, в течение этих лет, составлял 5,5 млн тенге.

 

Как продать 761 автомобиль за 18 секунд 

 

Запись на покупку в кредит автомобилей отечественной сборки состоялась 6 февраля 2023 года. Следующий прием заявок будет доступен в марте, а дальше – на ежемесячной основе.

 

«761 казахстанец зарегистрировал свои заявки в первые 18 секунд с начала старта работы платформы в 10.00. Количество посетителей сайта первую минуту составило 125 тыс. человек. Сайт autonesie.kz справился с нагрузкой и обеспечил формирование пула. После достижения лимита прием заявок был автоматически завершен, функция «подать заявку» стала неактивной. В процессе подачи заявки некоторые пользователи не смогли выбрать автопроизводителя, что также связано с достижением лимита заявок», - указывалось в сообщении Фонда развития промышленности (ФРП) по запуску платформы autonesie.kz для программы льготного автокредитования на февраль 2023 года и итогах регистрации заявок.

 

К этому времени объем накопленных средств от погашения действующих автокредитов по линии ФРП составлял 7,6 млрд тенге. Поэтому, на первом запуске пилотной платформы могли зарегистрироваться до 761 заявителя. 

 

Программа льготного автокредитования стартовала в мае 2022 года. На ее реализацию Народному банку Казахстана, Forte Bank, БанкЦентрКредит и Евразийскому банку было выделено из бюджета 100 млрд тенге. На эти средства было приобретено более 12,6 тыс. автомобилей. Средний размер автокредита составил 7,8 млн тенге.

 

Такой розыгрыш кредитов, на электронной платформе, «не втихую, через непонятные очереди, а гласно, открыто и онлайн: все имели шанс нажать кнопку и получить приз от государства в виде льготного кредита под 4% на 7 лет и новую дефицитную машину по хорошей цене», по словам экономиста Алмаса Чукина в сети Facebook, - вроде, шаг вперёд.

 

Но, с одной стороны, в ЕАЭС есть барьеры: утильсбор, сбор за первичную регистрацию, высокая ввозная пошлина, техрегламент ЕАЭС с сертификациями и кнопка ГЛОНАСС, которой нет и которые, по мнению экономиста, перекрыли дорогу автомобилям мировых брендов по нормальной цене, часть этих денег, в виде прямых субсидий и льгот, уходит двум казахстанским «автозаводам» и они собирают машины. А, с другой стороны, ещё государство выделило 100 млрд тенге и через льготный кредит за счёт госденег распродаёт эти бесценные машины.

 

Классическая схема: ничто не обходится так дорого отечественному потребителю как отечественные производители, говорят эксперты.

 

Однако в социальных сетях многие считают, что выиграл в этой продаже автокредитов не самый быстрый, который быстрее жмёт на клавиатуру и не тот, кто попросил 100 друзей жать, чтобы получить в 100 раз больше шансов успеть первым, а тот, кто заранее знал процесс и мог написать скрипт, а не руками вбивать, потому что даже вбить, например, ИИН за 18 секунд - невозможно.

 

Кто-то, там же, в соцсетях вспоминает тренировку записи на покупку: заполняете форму на сайте autonesie.kz с ЭЦП и попадаете в список зарегистрированных, в день Х в 9.50 утра в копию на компе заносите свой ИИН, курсор мыши держите на середине экрана. В 10.00 утра – начало записи, резкие два удара по клавиатуре – внести ИИН одним движением в окно, и сразу клавиша Еnter, потом выйдет подтверждение наличия вашего имени и снова, резко, Еnter. 

 

Однако, тренировка может не помочь, номер, который вы получите – это не номер очереди. Как выявляются победители, на сайте не говорится, процедура – непрозрачная. 

 

Тем не менее, по данным ФРП, 31% из общего числа успевших подать заявку на льготный автокредит 6 февраля составили алматинцы, еще 22,6% - астанчане и 9,3% - шымкентцы. Наиболее популярными брендами автомобилей среди участников стали Hyundai и Chevrolet.

 

Напомним, максимальная стоимость автомобиля - 15 млн тенге.

 

Выгода есть. Процентная ставка - ниже рыночной. Программа льготного автокредитования позволяет приобрести в кредит новый автомобиль отечественной сборки, таких марок, как Chevrolet, Kia, Hyunday, JAC, Lada.

 

Кредит в 6 млн тенге в банке легко превращается в кредит 7 млн

 

Собственным опытом попытки подать заявку на льготное автокредитование поделился в сети Instagram житель Семея Руслан Кибке: «Начало было в автосалоне, выбрал самый дешевый автомобиль, на коробке автомат (его стоимость 5,99 млн тенге), взял брошюру и потопал в банк. В банке меня ошарашили тем, что я каждый год должен платить «КАСКО» (добровольное страхование автомобильного транспорта), должен за свой счёт сделать оценку. В итоге, цена авто приблизилась к 7 млн тенге».

 

По его словам, в итоге заявку так и не одобрили.

 

«Подаём заявку, и вуаля, приходит отказ, и это с учётом того, что у меня зарплата далеко не 100 тыс. тенге. А примерная сумма платежа, кстати, около 100 тыс. тенге. Кто потянет такую ежемесячную оплату, неужели среднестатистический казахстанец? А ведь государственная программа была презентована, как доступный автокредит», – посетовал Кибке.

 

В Казахстане только 10% машин покупают с помощью льготных кредитов

 

В Казахстане только 10% машин покупают на льготные кредиты, заявляет «Первое кредитное бюро». Так что, покупка автомобиля мечты на льготный автокредит возможна лишь для одного из десяти казахстанцев.

 

С весны 2015 года по конец апреля 2021 года выдано около 27,5 тыс. льготных кредитов на 139,6 млрд тенге. Это составляет 10,2% от количества и 12,9% от суммы автокредитов.

 

Госпрограмма поддержки для рынка не критична, хотя объем выдачи автокредитов растет на фоне растущих размеров займов. Спрос тоже растет. Цель программы льготного автокредитования - рост сбыта казахстанцам машин, за счет снижения конечной стоимости оформляемой в кредит продукции. За время действия программы на ее реализацию БРК направил 82 млрд тенге, последний транш, 20 млрд тенге, был объявлен 29 мая 2022 года. 

 

В большинстве регионов конкуренции у банков нет. Достаточно высокая доля микрофинансовых организаций (МФО) в общем портфеле и текущих выдачах - только в Астане и Алматы.

 

Несмотря на рост автокредитования и реализацию госпрограмм, автопарк Казахстана остается достаточно старым - 64% от всех легковых автомобилей старше 10 лет. Причем эта доля стабильна. При этом, в регионах с наибольшей долей автокредитования, чаще регистрируются автомобили в возрасте до 3 лет. В этих регионах, в целом, более высокий уровень жизни и доля МФО в объеме выдач - часть МФО фактически работают при дистрибьюторах и салонах продаж, выдавая займы только на новые автомобили.

 

Автокредит по рыночной ставке модно выбрать здесь

 

Людмила Валентинова

 

Фото из открытых источников 

 

0
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Узнайте, какой банк готов одобрить вам кредит

Оставить заявку!Белая стрелка

Другие новости