menu

Статьи

Как правительство будет перестраивать экономику

911

Вопрос о необходимости пересмотра экономической политики государства в сторону либерализации, сокращения государственного присутствия в экономике поставили депутаты мажилиса еще в январе (до роспуска). Они предложили правительству отойти от разовых подходов «ручного управления», и приступить к разработке комплексной программы по либерализации, разгосударствлению и демонополизации национальной экономики. Также депутаты обратили внимание на необходимость изменения денежно-кредитной политики, поскольку ставшее за прошлый год постоянным повышение базовой ставки ожидаемого антиинфляционного эффекта не дало, но сделало выше процентные ставки по кредитам. 

 

Ответил на депутатский запрос председатель Национального банка Галымжан Пирматов. Он напомнил, что меры денежно-кредитной политики эффективны для сглаживания отклонения от долгосрочных тенденций в экономике, в том числе возникающего под действием различных макроэкономических шоков.

 

«При принятии решений по базовой ставке Национальный банк учитывает потенциальное влияние на реальный сектор, содействует реализации экономической политики правительства, если это не противоречит выполнению основных функций Национального Банка. В этой связи, в текущих условиях Национальный банк проводит дезинфляционную денежно-кредитную политику. Данная политика является абсолютно обоснованной и адекватной в условиях, характеризующихся преобладанием проинфляционных факторов. Устанавливая уровень базовой ставки, Национальный Банк влияет на рост цен только через определенное время (1-2 года). Соответственно, в ближайшей перспективе базовая ставка будет поддерживаться на текущих уровнях для замедления и планомерного снижения инфляции», - подчеркнул Пирматов в ответе. 

 

При этом отмечено, что «заметного негативного влияния высокой базовой ставки на темпы кредитования не наблюдается». Так, по итогам 2022 года кредиты экономике от банков второго уровня составили 22,8 трлн тенге. Рост за 2022 год составил 23,3%. Кредиты юридическим лицам также выросли на 11,5% до 8,7 трлн тенге, в том числе кредиты субъектам малого предпринимательства – на 22,8% до 4,5 трлн тенге.

 

Параметры развития реального сектора также не демонстрируют признаков ухудшения. Рост ВВП Казахстана за 2022 год, по предварительным данным, составил 3,1%. Растет предпринимательская активность - в 2022 году было зарегистрировано 507 тыс. предприятий, что на 5,3% больше, чем годом ранее. Число действующих предприятий также выросло на 13,2%.

 

По мнению Нацбанка, смягчение денежно-кредитной политики в текущих условиях нецелесообразно. Краткосрочный положительный эффект на экономический рост от такого шага, возможно, и будет, однако в дальнейшем это приведет к «серьезным негативным последствиям». Таких последствий Нацбанк выделяет три: 

 

Необоснованно низкая доходность тенговых активов на денежном рынке в сравнении с высокой инфляцией станет причиной смены валютных предпочтений, как у профессиональных участников финансового рынка, так и у населения, что, в свою очередь, будет приводить к росту девальвационных ожиданий и ослаблению тенге. Как следствие, возобновится процесс долларизации и усилятся инфляционные процессы. Также снизится ресурсная база банковской системы в результате оттока средств с тенговых депозитов. Это существенно увеличит риски в части обеспечения финансовой стабильности. 

 

Снижение базовой ставки, скорее всего, не приведет к сопоставимому снижению банковских кредитных ставок. Рост инфляции и инфляционных ожиданий, высокий спрос на кредиты и быстрое исчерпание качественных заемщиков будут способствовать увеличению премии за риск.

 

Сместятся предпочтения субъектов экономики в сторону потребления. Высокий потребительский спрос будет дальше разгонять инфляционные процессы и в конечном итоге снижать реальные доходы населения.

 

Госучастие в экономике 

 

Что касается государственного участия в экономике, Национальный банк согласен с необходимостью структурных преобразований. Приоритетами тут должны стать снижение импортозависимости, сокращение участия государства в экономике, повышение доли рыночного финансирования, повышение сбалансированности фискальной политики и пересмотр государственных механизмов поддержки экономики. 

 

«Это не только обеспечит устойчивый рост экономики, но также существенно улучшит контроль над инфляцией, повышая эффективность проводимой Национальным банком денежно-кредитной политики», - считают в Нацбанке. 

 

Как мера для снижения доли участия государства в кредитовании экономики Нацбанк продолжает процесс выхода из государственных программ. В 2021 году было прекращено финансирование 5 из 7 программ. Бюджет завершенных программ составил 2,6 трлн тенге.

 

В будущем ожидается завершение еще 2 программ. Это программа ипотечного кредитования «7-20-25», которая будет продолжена в рамках реализации предвыборной программы президента, и программа поддержки бизнеса «Экономика простых вещей», направленной на импортозамещение и создание новых производств, которая будет действовать до конца 2023 года.

 

В дальнейшем участие Национального банка в проектах льготного финансирования не планируется. Национальный Банк продолжит работу по созданию необходимых условий и стимулов для кредитования экономики субъектами финансового сектора на рыночных условиях.

 

Арина Горбунова 

 

Фото из открытых источников

0
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Акционные предложения

Узнайте, какой банк готов одобрить вам кредит

Оставить заявку!Белая стрелка

Другие новости

Компании и инновации
С помощью незаконных игорных площадок из Казахстана выводится 1 трлн тенге ежегодноС помощью незаконных игорных площадок из Казахстана выводится 1 трлн тенге ежегодно