prodengi.kz

Банки и финансы

Как изменился порядок урегулирования задолженности по кредитам

28

В Казахстане продолжается реформирование системы потребительского кредитования и защиты прав клиентов финансовых организаций. За последние два года вступили в силу новые нормы, которые значительно меняют порядок урегулирования просроченной задолженности в банках и микрофинансовых организациях, пишет Fingramota.kz. 

 

В случае, если кредитор и заемщик не пришли к единому мнению по вариантам реструктуризации, то заемщик может обратиться к банковскому или микрофинансовому омбудсманам для решения вопроса в досудебном порядке. С прошлого года полномочия банковского омбудсмана расширены и впервые внедрен институт микрофинансового омбудсмана. Если раньше банковский омбудсман рассматривал споры, возникшие между банком и клиентом только по ипотечным кредитам, то теперь он рассматривает вопросы по потребительским займам физических лиц и по займам, уступленным коллекторским агентствам. В периметр рассмотрения вопросов микрофинансового омбудсмана вошли займы физических лиц и уступленные коллекторским агентствам. Услуги омбудсманов бесплатны.

 

Таким образом, сложилась трехуровневая система рассмотрения обращений заемщиков, имеющих просроченные кредиты. В первую очередь обратиться в банк или МФО. Если вопрос не решился и между сторонами не найдено решения, то заемщик обращается к омбудсману – банковскому или микрофинансовому. Если заемщик не удовлетворен решениями омбудсмана, либо решение не принято или банк/МФО не исполнил — у вас есть право обратиться в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка. 

 

В Казахстане законодательство по кредитам и долгам в 2024–2025 годах получило важные дополнения, которые учитывают людей из уязвимых групп — в том числе военнослужащих, малообеспеченных граждан, а также тех, кто пострадал из-за чрезвычайных ситуаций. Эти изменения призваны смягчить долговую нагрузку и дать шанс заемщику, находящемуся в сложных жизненных обстоятельствах реструктуризовать долги.

 

В законе, подписанном в июне 2024 года, предусмотрено специальное правило для военнослужащих. Для лиц, проходящих обязательную воинскую службу, а также в течение 60 дней после демобилизации — приостанавливается начисление штрафов и процентов по кредитам, а также предоставляется отсрочка по оплате кредита. 

 

То есть, если у военнослужащего есть кредит – в период службы и 2 месяца после демобилизации ему предоставляется «льгота» по обслуживанию долга. Это даёт время после возвращения к гражданской жизни, когда доход или стабильность могут восстанавливаться. 

 

Также АРРФР в текущем году ввело требование запрета по выдаче кредита для военнослужащих, находящихся на срочной службе. Банки и МФО должны проверять статус заемщика на предмет призыва или прохождения срочной службы перед выдачей займа. Если человек находится на срочной службе, кредит ему не выдается. Данные о статусе военнослужащего передаются в кредитные бюро, которые затем информируют банк или МФО.

 

Социально-уязвимые слои населения и пострадавшие от ЧС

 

Инициативы 2024–2025 годах прямо нацелены на поддержку граждан, которые из-за житейских трудностей или чрезвычайных обстоятельств потеряли доход или оказались в кризисе. Для социально уязвимых граждан при условии документального подтверждения ухудшения жизненной ситуации предусмотрена отсрочка по кредитам минимум на три месяца. 

 

Отсрочка, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации предоставляется в обязательном порядке не менее на 3 месяца без штрафов и дополнительных комиссий. Еще одним вариантом может стать изменение графика платежей в сторону уменьшения на 50% от суммы действующего платежа. 

 

Люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации (сокращение дохода, болезнь, потеря работы или средств заработка), могут получить временную передышку без штрафов и давления коллекторов.

 

Условия реструктуризации займа могут быть в виде:

 

снижения ставки вознаграждения;

 

отсрочки платежа;

 

изменения метода погашения;

 

увеличения срока займа;

 

прощение просроченного основного долга и (или) вознаграждения, отмена неустойки (штрафа, пени), комиссий и иных платежей, связанных с обслуживанием займа;

 

самостоятельной реализации недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки, или представлением отступного путем передачи залогового имущества кредитору;

 

реализации недвижимого имущества, с передачей обязательства покупателю.

 

Фото из открытых источников 

0
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter