Какие ниши свободны в финтехе Казахстана
Благодаря развитию финансовых технологий и постоянной конкуренции банки в Казахстане приучили народ к бесплатным безналичным онлайн-переводам. Но рынок развивается дальше, продукты совершенствуются, и скоро могут появиться новые игроки. О том, кто это может быть, и чего ждать рынку от вступления нашей страны в ВТО, рассказал для prodengi.kz директор сектора финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана Константин Пак.
Феноменальный успех Каспи Банка
Константин, почему, на ваш взгляд, Каспи Банк так легко завоевал доверие розничных потребителей в Казахстане, в том числе повлиял на переход многих из них на безнал?
- Ну, во-первых, я бы не стал утверждать, что это было легко. Работа была проделана огромная. Успех всегда состоит из ряда факторов. Я считаю, что одна из составляющих такого спроса на Каспи Банк - попадание в очень удачное время, когда рынок был готов к новым инструментам, а этот фининститут смог их предоставить. Кстати, примерно в то же время очень активно развивался Банк Астаны с большой клиентской базой, привыкшей к удобному интернет-сервису. И на тот момент, когда у Банка Астаны начались проблемы, его клиенты оказались в «вакууме». Тогда и особых предложений на рынке не было. И новый продукт предоставил Каспи Банк.
Стратегия Kaspi глубже, чем попытка выпускать отдельные успешные продукты. Каспи Банк построил целую экосистему. Сейчас он создал замкнутый мир, внутри которого частные клиенты и бизнесмены шикарно себя чувствуют и могут не выходить наружу. За счет этого маржинальность банка выше чем у конкурентов.
Что не видно снаружи, так это того, каких расходов все стоит. Тут можно делать только предположения. Понятно, что собственные разработки такого объема и качества не дёшевы. Для этого надо держать в штате сотни разработчиков. И десятки миллионов долларов нужно тратить на безопасность клиентских данных. При этом команда Каспи Банк продолжает очень эффективно развивать свой успех продолжая расти и формируя новый рынок, которого раньше не было.
А что нужно предпринять другим фининститутам, чтобы успешно конкурировать в области мобильного банкинга?
- Необходимо смотреть на рынок и искать новые ниши. Как Kaspi увидел нишу p2p переводов и POS-терминалов на базе QR-кодов. И, я не удивлюсь, если кто-то другой увидит другие ниши. Конкуренция в банковском секторе сейчас идет серьезная. В ноябре прошлого года и Каспи Банк, и Халык Банк выпустили несколько новых продуктов и объявили о снижении своих комиссий на платежи. Борьба идет напряженная для обоих финансовых институтов. Однако, вполне возможно, что кто-то другой, третий, уже готовит продукт, позволяющий «выстрелить» с крутой идей на рынке.
К каким последствиям приведет вступление Казахстана в ВТО, отразится ли это на интересах банковских участников и рядовых потребителей?
- Да, у нас 1 января закончилось пять лет отсрочки с момента вступления в ВТО. А это значит, что начиная с этой даты, на территории Казахстана смогут открывать филиалы иностранные банки и другие финучреждения, зарегистрированных в странах входящих в эти организации.
Сейчас мы пока не видим, чтобы кто-то из зарубежных игроков открыл свой филиал тут. Но теоретически завтра тот же Тинькофф Банк может в облегченном порядке это сделать. А конкурировать с глобальными игроками, которые успешно развиваются на крупных рынках, довольно тяжело. Мы снова возвращаемся к жизненно важному вопросу нахождения своих ниш.
А вам не кажется, что наш рынок по клиентской емкости довольно небольшой, и доверие многих уже завоевано двумя-тремя ведущими банками?
- И пять лет назад такое можно было бы сказать про Казком, Халык, а еще раньше про БТА Банк. Но с появлением новых игроков картина рынка стремительно меняется . Кроме того, не обязательно концентрироваться только на нашем рынке. Ряд игроков уже обратил своё внимание, например, на Узбекистан.
Какие конкретно ниши свободны в банковском финтехе?
- Их полно. Отмечу, что 60% безналичных транзакций страны происходит в Алматы, 15% - в Нур-Султане, а на весь остальной Казахстан приходится лишь 25%. Хотя у нас есть Туркестанская область с ее многочисленным населением. Поэтому стартапы, привлекающие аудиторию регионов, имеют замечательные возможности для развития.
И в регионах, допустим, присутствует Казпочта, у которой, в отличие от стандартных банков, есть еще и логистическая модель. Очень интересно в этом направлении увидеть развитие. Я не скажу, что рынок давно поделен, и это навсегда. Абсолютно нет. У нас есть несколько компаний из традиционной коммерции, которые посмотрев на пример Каспи Банка, будут строить свой маркетплейс. У них все будет иначе.
Мобильные операторы в финтехе
А реально ли мобильным операторам и финтех-компаниям вытеснить с рынка обычные БВУ?
- Скажем так, у мобильных операторов есть свои плюсы и минусы.
Например, к плюсам можно отнести собранную базу данных?
- На самом деле база данных есть не только у них. Это не основной их актив. У них имеются немножко другие модели работы с балансом. Если они смогут давать дополнительные сервисы и обосновывать их так, чтобы клиенты увеличивали свой ежемесячный чек, возможно придет большая маржинальность. У них есть шансы стать успешным финтехом.
Хотя, откровенно говоря, о входе мобильных операторов на финансовый рынок говорили ещё десять лет назад.
Чем еще могут впечатлить своих клиентов в будущем банки или финтех-компании?
- Это возможно какие-то ПИФы и компании по управлению активами. Рынок пока не готов покупать ценные бумаги, но собирать портфели и продавать их доли уже может.
То есть, у нас пока очень ограниченные предложения по инвестиционным инструментам. Тенговые депозиты - это замечательно, а доходность в какой-либо твердой валюте сильно ограничена регулятором. Зато можно поэкспериментировать на фондовом рынке с интересными предложениями. И сейчас несколько финансовых игроков начали этим заниматься.
Как вы считаете, какие традиционные атрибуты банковского сервиса исчезнут в ближайшие годы, как пережитки прошлого?
- Банковские карточки появились в 50-х годах прошлого века в США, и там до сих пор прекрасно используют и кэш, и бумажные чеки. Также успешно работают консервативные банки, которые даже не планируют выпускать карточки. И ничего, прекрасно себя чувствуют. Понятно, что универсальные банки, стремящиеся к присутствию во всех сегментах, будут где-то оптимизировать свои расходы и от чего-то отказываться. Но, в целом, на рынке сохранится разнообразие в продуктах и сервисе.
Переход на безнал
По-вашему, готов ли Казахстан полностью перейти на безнал? И в этом случае правильно ли мониторить безналичный рынок на выявление недобросовестных налогоплательщиков?
- Я бы хотел разделить темы безналичных расчётов и финансового мониторинга. Как только между ними ставится знак равенства - начинаются проблемы и нестыковки. Мы с ними уже начали сталкиваться. Безналичные платежи - это в первую очередь удобство. Удобство и безопасность, как для торговой точки, так и для потребителя. И у нас в Казахстане расчёт платёжной картой в POS-терминале не означает передачу данных о транзакции в комитет госдоходов. Для целей финансового мониторинга применяется фискальный чек. На основании чека предприниматели отчитываются в налоговой и оплачивают налоги. Это очень важный момент. Да, в отличие от наличных денег, безналичные операции оставляют след в банковских системах, который может быть поднят компетентными органами и проанализирован. Но только в случае если на одного из участников транзакций заведено дело и ведётся расследование - и это правильный подход. Банковская тайна является важной составляющей любой платёжной системы, поэтому данные о транзакциях добросовестных граждан и налогоплательщиков не должны передаваться никому кроме обслуживающих транзакцию банков. Это позволит, с одной стороны, продолжить развивать удобную и безопасную систему платежей для порядочных граждан, а с другой, сохранять финансовый след для проведения расследований, в случае наличия достаточных для этого оснований. Сам процесс выявления недобросовестных плательщиков не должен включать в себя раскрытие и анализ всех транзакций в стране. Для этого существуют другие системы - недавно внедрённая система онлайн-касс, система налоговой отчётности позволяют проводить такой анализ без раскрытия банковских данных.
Также, безналичные расчёты дешевле для экономики. Если вы помните, недавно была ситуация с дефицитом мелких монет. Она вызвана в первую очередь дороговизной их изготовления.
Почему тогда постоянно идут споры о тарифах на эквайринг, хотя, как вы говорите, безнал менее затратный?
- Вы знаете, моя любимая цена вообще «бесплатно». Независимо от того, что я покупаю. А если товар окажется бесплатным, буду просить уже для себя доплаты. У всех свои интересы. Это нормально. Ставки сейчас начинаются от 1,7% (ранее было 3% - прим.ред.). Поверьте, это низкие ставки по сравнению с другими странами, и они включает в себя значительные расходы по поддержанию информационных систем и систем мотивации клиентов.
Да, безнал дешевле чем нал, но тоже стоит денег. Чтобы система не просто поддерживалась, а развивалась, она должна быть интересна инвесторам. И МПС, и банки понимают это. Если понизить эквайринговую комиссию в угоду бизнесу, который думает больше о том, чтобы налоговая не увидела его обороты, возникает другая риторика.
Как-то MasterCard поставил интересный эксперимент - проспонсировал в Венгрии установку POS-терминалов с бесплатной комиссией. И какой результат? Никакого. Никто из коммерсантов не стал активнее пользоваться безналом. Если предпринимателю комфортно, он понимает, что удобный метод оплаты привлекает клиентов - он готов платить разумный тариф. И мы видим, что масса предпринимателей именно так и поступает. Дорого тем, кто, в принципе, не собирается этим пользоваться. Халык Банк в 2018 году тоже в качестве эксперимента поставил QR-коды с нулевой комиссией на Зеленом базаре в Алматы, но обороты не появились. И это в том месте, где скидку от цены в 10-15% можно получить за минуту разговора с продавцом. То есть, дело явно не в размере комиссии. Разговоры были бы уместны, если бы у нас был картель из банков, вступивших в ценовой сговор. У нас же 22 банка предоставляют карточные продукты, и принципиальная конкуренция лишь между двумя «значимыми» игроками.
Анель Утегенова
Фото: из архива К. Пака
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter