У потребителей будет свой омбудсмен
Депутаты мажилиса на пленарном заседании одобрили в первом чтении проект закона «О защите прав потребителей» в новой редакции и сопутствующие ему поправки.
Одно из главных новшеств законопроекта - вводится институт омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей. Омбудсмен будет вправе оказывать потребителям консультационную помощь, обращаться в суд с иском в защиту их прав и законных интересов, а также выполнять другие функции. Назначать на эту должность и освобождать от неё будет руководитель уполномоченного органа (Министерства торговли и интеграции РК). Омбудсмен будет избираться сроком на 4 года и осуществлять свою деятельность на общественных началах (без оплаты).
Кроме того, планируется сделать недопустимым включение в договоры условий, нарушающих и ущемляющих права и законные интересы потребителей. Всего их предусматривается более десяти. В ином случае договоры будут признаваться недействительными, недействительность же сделки – устанавливаться судом.
Законопроектом упрощается порядок разрешения гражданско-правовых потребительских споров из многоступенчатого в двухступенчатый. Потребителю при сохранении досудебного порядка на втором этапе предоставляется право выбора способа защиты своих прав: напрямую подать иск в суд, либо обратиться к субъектам внесудебного урегулирования спора (медиатор/арбитраж) или в госорган для привлечения недобросовестного субъекта бизнеса к административной ответственности. Также разграничиваются досудебный и внесудебный порядки урегулирования потребительских споров.
Базовые принципы закона о защите прав потребителей будут распространены на все сферы услуг, кроме финансовых, с сохранением отраслевого регулирования и компетенции соответствующих государственных органов в этих сферах.
Законодательно будут разделены понятия определенного и неопределенного круга потребителей. По аналогии с рядом стран ЕАЭС Омбудсмен и общественные объединения по защите прав потребителей получат право предъявлять в суды иски в отношении неопределенного круга потребителей.
Законодательно будет введена гражданско-правовая ответственность предпринимателя в виде штрафа, взыскиваемого судом в гражданском процессе в пользу потребителя, чьи нарушенные права не были восстановлены на досудебном этапе его обращения к предпринимателю. Тем самым, инструмент должен стимулировать предпринимателей на досудебное разрешение гражданского спора с потребителями.
Кроме того, законодательно устраняются правовые пробелы, на которые обращало наше внимание потребительское сообщество. В их числе - условия договора, нарушающие и (или) ущемляющие права потребителя, которые влекут их недействительность, станут императивными. Из числа невозвратных товаров исключаются медицинские изделия, абонентские устройства сотовой связи, а также 100% невозвратность по договорам о приобретении авиабилетов и туристском обслуживании. Общественным объединениям потребителей предоставлена возможность делать контрольный закуп товаров и услуг, уточнены условия возврата потребителем товара в случае, если он приобрел его в кредит, и взаимоотношения субъектов предпринимательства с потребителями с инвалидностью.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter