Необычные индексы, которые помогут понять экономику
Экономика — это скучно. Так думают очень многие. Но они ошибаются! Экономика — это не только цифры, формулы и значки валют, а еще — Биг-Мак, красная губная помада и даже оливье! Если вы хотите понимать, что происходит с ценами, но не желаете вникать в длинные и скучные сводки экономистов, используйте эти индексы: это весело и просто!
Индекс дастархана
Команда Jusan Analytics разработала Индекс Дастархана с целью оценить уровень личной инфляции и покупательской способности жителей Нур-Султана и Алматы.
Для этого были выбраны пять любимых блюд казахстанцев из национальной кухни:
Сорпа
Бесбармак
Овощной салат
Бауырсак
Жент
Чай с молоком.
Такой набор блюд охватывает значительную часть продуктовой корзины, входящей в индекс потребительских цен бюро нацстатистики (БНС), и может отражать уровень так называемой личной инфляции. Но не является заменой индексу потребительских цен от БНС.
Индекс чарки-шкварки
Часто благосостояние белорусов пытаются измерить с помощью с помощью индекса чарки-шкварки, который складывается из цены 100 граммов бескостной свинины и 100 граммов водки. С помощью него пытаются отследить рост цен на отдельные группы продуктов, пользующихся спросом.
Индекс биг-мака
Это самый известный из подобных индексов, его упоминание можно часто встретить даже в серьезных экономических аналитических материалах.
Термин был введен журналом The Economist в 1986 году. Изначально он использовался в шутку, но постепенно идея прижилась, и теперь журнал ежегодно рассчитывает и публикует этот индекс. А другие СМИ на него ссылаются и используют как независимую единицу в своих материалах. Даже появился раздел экономики, который называется «бургерономика»!
В основе индекса лежит теория о равной стоимости корзины товаров в разных странах. В данном случае набор товаров заменили на популярный бургер из меню McDonald’s.
Индекс латте
Показатель, который служит примерно такой же цели, но в качестве «эталона» используется большой латте из сети Starbucks. Кстати, нельзя не отметить, что в нашей стране такой напиток — один из самых дорогих (в сравнении с аналогичными в других странах).
Индекс iPod (или индекс iPhone)
Для оценки покупательной способности валют используют и технику — ту, которая популярна в большинстве стран. Раньше для этих целей смотрели стоимость iPod, сейчас, когда подобные устройства уже не слишком актуальны, смотрят цены на iPhone (естественно, определенной и одинаковой для всех стран конфигурации).
Есть на свете и более оригинальные «индексы», некоторые из них дают возможность оценить не только и не сколько покупательную способность валют, сколько уровень цен в той или иной стране или городе.
Индекс свиданий
Изобретение практичных немцев. Таким образом формируется рейтинг дороговизны городов — по оценке стоимости «типового свидания». Оно включает в себя: поездку на такси, два билеты в кино, закуски, ужин в пабе и две кружки пива. В прошлом году, например, самым дорогим был признан Цюрих. Российские города традиционно занимают, как ни странно, достаточно скромные места.
Индекс красной помады
Его придумали представители компании Estee Lauder. Они исходили из того, что даже в самые тяжелые времена женщины не ограничивают себя в покупке красной помады, которая является важнейшим фактором выживания для многих представительниц прекрасного пола. Считается индекс по красным помадам определенного бренда. И, кстати, предположение бизнес-дельцов подтверждаются: даже во время экономического кризиса, как показывает статистика, продажи люксовой помады не падают, а растут.
Индекс оливье
Близкий нашему сердцу и понятный индекс. Он нужен для того, чтобы оценить рост потребительских цен. Для этого подсчитывается стоимость набора продуктов, необходимых для приготовления блюда, в разные годы. Разница между полной стоимостью составляет реальный рост цен. Естественно, те, кто считает, стараются придерживаться максимально традиционного рецепта. Но тут самое главное, чтобы при подсчете в каждый год он был одинаковым.
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter