На что правительство сможет тратить деньги из Нацфонда
Проект нового Бюджетного кодекса ограничивает возможности кабмина использовать средства для будущих поколений.
На портале «Открытые НПА» опубликован проект нового Бюджетного кодекса. Документ содержит новые положения об использовании средств Национального фонда Казахстана и ограничивает возможности правительства распоряжаться этими деньгами.
В проекте Национальный фонд определяется как «активы государства в виде финансовых активов, сосредоточиваемых на счетах Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан, полезных ископаемых, передаваемых в счет исполнения налоговых обязательств налогов недропользователей в натуральной форме или денег от их реализации, в размере, определяемом в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов».
Предназначение Нацфонда определено так: «для обеспечения социально-экономического развития государства путем накопления финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, снижения зависимости экономики от нефтяного сектора и воздействия неблагоприятных внешних факторов».
Для Нацфонда устанавливаются три основные функции:
сберегательная - обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов.
инвестиционная - обеспечивает доходность активов Нацфонда в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска и ежегодный рост доли инвестиционного дохода от инвестирования накопленных финансовых активов в общем объеме поступлений.
стабилизационная - предназначена для поддержания достаточного уровня ликвидности активов Нацфонда. Часть фонда, используемая для осуществления стабилизационной функции, определяется в размере, необходимом для обеспечения гарантированного трансферта.
Источниками пополнения Нацфонда определены такие виды поступлений:
прямые налоги от организаций нефтяного сектора (за исключением налогов, зачисляемых в местные бюджеты), к которым относятся: корпоративный подоходный налог; акцизы на сырую нефть, газовый конденсат; налог на сверхприбыль; бонусы; налог на добычу полезных ископаемых; рентный налог на экспорт; доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам; альтернативный налог на недропользование; дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции;
другие поступления от операций, осуществляемых организациями нефтяного сектора (за исключением поступлений, зачисляемых в местные бюджеты), в том числе поступления за нарушения условий нефтяных контрактов (за исключением поступлений, зачисляемых в местные бюджеты);
поступления от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения;
поступления от приватизации республиканской собственности;
поступления от передачи в конкурентную среду активов национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний и их дочерних, зависимых и иных юридических лиц, являющихся аффилированными с ними;
поступления от продажи организацией, специализирующейся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, активов;
поступления от погашения бюджетных кредитов, выделенных из республиканского бюджета за счет целевых трансфертов из Национального фонда Республики Казахстан до 1 января 2024 года.
В проекте кодекса закрепляется, на что правительство может тратить выделяемые из Нацфонда средства. По-прежнему будут привлекаться два вида трансфертов - гарантированный и целевой. Также будут расходы на выплаты целевых накоплений и на покрытие расходов по оплате услуг, связанных с переводами и зачислениями выплат целевых накоплений (в рамках выполнения обязательств государства по инициативе президента «Нацфонд - детям»).
Размеры трансфертов будут определяться правительством в рамках необходимой потребности и на основании информации об ожидаемом социально-экономическом эффекте от заявляемых расходов за счет целевого трансферта. Принятие решения о выделении целевого трансферта закрепляется за президентом. При этом расходовать трансферты можно будет только финансирование критически важных объектов и проекты общестранового значения, при отсутствии альтернативных источников финансирования. Перераспределение средств на другие направления законодательно запретят. При этом неиспользованные средства, выделенные из Нацфонда в виде трансфертов, подлежат обязательному возврату в Нацфонд.
Арина Горбунова
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter