menu

Статьи

Лишь каждый 20-ый казахстанец запрашивает кредитную историю

10512
10
2

Для чего нужна проверка кредитной истории? Часто ли казахстанцы проводят ее? Чем опасно отсутствие интереса к своему кредитному отчету ProDengi.kz рассказали специалисты Первого Кредитного Бюро (ПКБ).


- Как часто казахстанцы проверяют свою кредитную историю?


В 2020 году казахстанцы получили более 400 тысяч персональных кредитных отчетов (ПКО). Это более 365 тыс. уникальных пользователей. За 8 месяцев 2021 года физическими лицам уже выдано более 365 тысяч ПКО.

 

- В каких регионах проверки осуществляются чаще?


Лидерами среди граждан, отслеживающих свою кредитную историю, являются города Алматы и Нур-Султан, а также Кызылординская и Карагандинская области.


- Наблюдается ли усиление интереса такой услуге как «проверка кредитной истории» со стороны частных лиц или же пока проверка кредитной истории в большей степени используются финорганизациями?


Чаще всего кредитную историю (кредитный отчет) запрашивают сами финансовые организации (с письменного разрешения физических лиц) для принятия решения по кредитованию физических лиц. Таких организаций работает с ПКБ уже более 800.

Физические лица тоже запрашивают свою кредитную историю, персональный кредитный отчет, но реже. В среднем в год физические лица самостоятельно получают около полумиллиона ПКО. По нашим данным лишь каждый 20-ый казахстанец запрашивает кредитную историю. Хотелось бы большей активности от населения.

 

- Зачем нужно проверять кредитную историю казахстанцам и как часто это нужно делать?


Проверять свою кредитную историю мы рекомендуем хотя бы 2 раза в год. В век цифровых технологий мошенники не дремлют, и гражданин никогда не может быть уверен, что на него не оформили мошеннический кредит, пока не проверит свою кредитную историю.


Кредитное здоровье сегодня уже ничем не отличается от физического. Ваша кредитная репутация, рейтинг и кредитные возможности напрямую влияют на все сферы деятельности. В современном мире даже работодатели обращают внимание при приеме сотрудника на то, насколько он дисциплинирован в погашении своих задолженностей.


- Кроме ПКБ какие еще организации в Казахстане обладают полномочиями оказывать услугу по проверке кредитной истории?


Получить кредитную историю субъект может:

-на сайте Первого кредитного бюро 1cb.kz

-на сайте egov.kz

-в мобильном приложении Первого кредитного бюро 1CB.kz

-в офисе ПКБ

-в ЦОНах

-в отделениях Казпочты

-на портале и мобильном приложении некоторых банков


- Расскажите, как вообще выстраивалась в Казахстане работа Первого Кредитного Бюро? Зачем его нужно было создавать и какие функции организация выполняет сейчас? Планируется ли расширение функционала ПКБ?


Изначально в 2004 году Первое кредитное бюро было создано с целью обмена информацией между кредиторами. Сейчас во всем мире и в Казахстане кредитное бюро – это информационный хаб, который помогает официально собирать информацию о физических и юридических лицах и предоставлять ее, при наличии согласия для того, чтобы у граждан была возможность получать лучшие условия в финансовых учреждениях, а финансовым учреждениям снижать риски, связанные с невозвратом кредитов. Вместе этот процесс приводит к более эффективному использованию средств банками и МФО и защищает права заемщиков.


- Можете ли сравнить опыт работы ПКБ в Казахстане и подобных организаций в соседних странах. На какую систему казахстанская больше всего похожа?


У нас уникальная система. Связана она с тем, что только в Казахстане имеется частное бюро, государственное и еще и кредитный регистр. Но тем не менее сама структура ПКБ сегодня – это информационно-аналитический хаб, некая цифровая платформа для обработки данных. Мы уже ушли давно в сторону развития big data компании нежели классическое кредитное бюро и начали эту концепцию пять лет назад. Сейчас на единой платформе мы объединяем данные, которые имеются в бюро, работаем над их качеством, а сама база данных кредитных историй, некогда бывшая единственной, уже стала частью платформы. Во многом мы являемся передовым бюро среди стран центрально-азаитского региона и стран СНГ.


- С какими сложностями в работе сталкивается ПКБ в Казахстане?


С закрытостью многих данных или их отсутствием. Мы готовы работать в правовом поле, получать информацию строго при наличии согласия субъекта, но монополизация доступов к данным, например, Министерство юстиции и Национальный банк, мешает развитию сервисов для сектора.


Фото: tildacdn.com
10
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Узнайте, какой банк готов одобрить вам кредит

Оставить заявку!Белая стрелка

Другие новости