Каким будет март для тенге?
Последняя неделя февраля 2022 года для национальной валюты Казахстана выдалась чрезвычайно разрушительной. С 22 по 28 февраля курс тенге потерял 12,9% к доллару США и 11,9% к евро, попутно обновив исторические минимумы в 502,0 и 560,0 соответственно.
Последний раз столь быстрое падение курса казахстанской национальной валюты наблюдалось лишь в марте пандемийного 2020 года. Но тогда это происходило на фоне самого масштабного в истории коллапса в мировой экономике и 50-процентного обвала нефтяных котировок, когда сорт нефти WTI на несколько дней даже уходил в минус.
Сейчас же, цены на нефть стремительно растут, по состоянию на 1 марта 2022 года, они уже превысили $106,00 за баррель Brent, это максимальные ценовые уровни с июля 2014 года. А мировая экономика в 2021 году зафиксировала рекордные 5,5% прироста в сравнении с 2020 годом. Интересно, что благодаря столь позитивной комбинации факторов, национальная валюта Казахстана укреплялась весь февраль 2022 года, прибавляя 0,5-1,5% к доллару США и к евро.
Все изменилось в конце февраля, когда стало понятно, что дипломатические попытки решить конфликт на границе России и Украины провалились. Сразу после этого интенсивность минометных дуэлей, на линии разграничения Донецкой и Луганской народных республик с вооруженными силами Украины, многократно возросла. ДНР и ЛНР 18 февраля объявили о эвакуации женщин и детей в Россию, а уже 21 февраля президент России Владимир Путин объявил о признании независимости самопровозглашенных республик на Донбассе.
Собственно здесь стало окончательно понятно, что следующим шагом России станет введение войск на территорию Донбасса по просьбе ДНР и ЛНР, о чем в четверг, рано утром, 24 февраля и объявил президент России. Поэтому рынки и в Казахстане, и в России, и в других странах постсоветского пространства, начали активно закладывать введение антироссийских «ядерных» санкций, распродавая активы и выходя из национальных валют стран по которым на прямую или по касательной должен был прийтись санкционный удар.
Военная спецоперация по «денацификации» и «демилитаризации» Украины, продолжается уже шестой день подряд. В ответ Запад провел масштабную санкционную «бомбардировку» российской экономики, а в ночь с воскресенья на понедельник, 27-28 февраля, применив «ядерную» меру, которую не ожидало даже российское руководство, страны западной коалиции заблокировали около 60% ЗВР России.
Это вызвало шок на российском финансовом рынке, Банк России, оставшись без своего главного козыря, был вынужден рекордно повысить ключевую ставку с 9,5% до 20,0%, максимального уровня в истории России (позже ставку повысил и Нацбанк Казахстана с 10,25% до 13,5%), отменить утренние валютные торги и по распоряжению Правительства России обязать российских экспортеров продавать 80% валютной выручки на российском валютном рынке. Это не очень помогло, российский рубль рухнул с открытия дневных торгов 28 февраля на 35%, тенге на 9% и повышенная волатильность продолжается до сих пор.
Дальнейшее развитие событий на валютном рынке, будет определяться готовностью Запада продолжить повышать градус санкционной войны. Блокировка ЗВР России, на «санкционной лестнице» Запада занимает предпоследнюю ступень, а на последней находится эмбарго на поставки российских энергоносителей.
Все остальные ограничения, кроме эмбарго, по степени жесткости будут мягче блокировки российских ЗВР, значит они будут восприниматься как понижение градуса давления. Поэтому Западу остается либо идти на крайнюю меру, ограничивая экспорт нефти и газа из России, либо пытаться компенсировать отсутствие еще более жестких санкций, максимально грозной риторикой.
Готов ли Запад к крайней мере в отношении России? Последние действия и заявления говорят, что не готов. Украина конечно важна, но рисковать ради нее собственной макроэкономической стабильностью Запад не готов, значит эмбарго на российские нефть и газ, по крайне мере пока, введено не будет.
Поэтому можно констатировать, что Запад исчерпал санкционный боезапас, сбросив на российскую экономику предусмотренный текущим моментом «ядерный» пакет санкций. Дальше он будет ограничен в действиях, а руководство России напротив, для него теперь не остается других вариантов, кроме как продолжить военную спецоперацию и заполучить контроль над Украиной в обмен на все введенные Западом санкции.
Учитывая динамику военных действий в Украине, можно предположить, что они закончатся до середины марта, так что до этого момента, курс российского рубля и курс тенге, могут находиться под давлением. Но в целом уже сейчас можно констатировать, что базовый сценарий снижения курса к двум основным валютам на весь 2022 год выполнен, тенге к доллару США достиг отметки в 500,0, а к евро в 555,0-560,0. Значит с середины марта, по мере ослабления остроты геополитического кризиса России и Украины, можно ожидать стабилизации курса казахстанской национальной валюты в диапазоне 470,0-500,00 за доллар США и 515,0-555,00 за евро.
Нового всплеска волатильности курса тенге можно будет ожидать лишь в конце 2022 года, на фоне падения цен на нефть и ухудшения ситуации в мировой экономике. Однако и в этом случае, минимумы по курсу национальной валюты Казахстана поставленные вчера, 28 февраля, скорее всего останутся не тронутыми, либо будут слегка обновлены.
Так что скупать иностранную валюту уже нет никакого смысла, все самое страшное на валютном рынке случилось и лучше сейчас сосредоточиться на том, чтобы зафиксировать подросшие процентные ставки через покупку государственных облигаций или с помощью банковских вкладов.
Источник: ProDengi.kz
Автор: Нурбек Искаков, аналитик компании Esperio
Фото: kaztag.kz
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter