Как будет развиваться экономика в 2024 году
В официальной Астане сохраняют оптимизм в отношении темпов роста экономики. Но в проект бюджета при этом закладывают трансферт из Национального фонда.
Макроэкономика страны
Согласно прогнозам, заложенным в проекте республиканского бюджета, реальный рост ВВП составит 5,3% в 2024 году с последующим увеличением до 6% в 2026-2028 годах. Среднегодовой темп роста ВВП на предстоящий среднесрочный период составит 5,8%. Номинальный ВВП по прогнозам вырастет с 135 трлн тенге в 2024 году до 218,5 трлн тенге в 2028 году
Согласно консенсус-прогнозу МФО, в 2024 году мировая цена на нефть ожидается на уровне 80 долларов США за баррель. В этой связи, в базовом сценарии цена на нефть определена на уровне 80 долларов США за баррель.
В отраслевом разрезе обрабатывающая промышленность будет демонстрировать опережающий темп роста (4,9%) над горнодобывающей промышленностью (3,1%). В прогнозируемом периоде среднегодовой темп роста в сельском хозяйстве составит 4,5%, в строительстве – 8,8%, в торговле – 7,4% Росту обрабатывающей промышленности будет способствовать увеличение производства черной металлургии в среднем на 3%, химической промышленности на 3,2%, машиностроительной отрасли на 5,2%, продуктов питания на 5,4%, фармацевтической отрасли на 9%, напитков и текстильных изделий на 12,8%.
Рост горнодобывающей отрасли будет обеспечен за счет развития Кашаганского, Тенгизского и Карачаганакского проектов. Это позволит обеспечить рост добычи нефти с 95,4 млн тонн в 2024 году до 102,0 млн тонн в 2028 году.
Объем экспорта по прогнозам составит 83,1 млрд долларов США в 2024 году с увеличением до 94,8 млрд долларов США в 2028 году, импорт вырастет с 60,7 млрд долларов до 65,6 млрд долларов США.
Целевой коридор годовой инфляции определен в пределах 6-8% в 2024 году, 5,5-7,5% – в 2025 году с последующим снижением до 5% в 2026-2028 годах.
Доходы бюджета
Прогноз доходов (без учета поступления трансфертов) республиканского бюджета на 2024 год определен в сумме 16 124 020 288 тыс. тенге или составит 120,1% к оценке текущего года с превышением на 2 700 060 632 тыс. тенге.
Доходы республиканского бюджета на 2024 год против оценки 2023 года увеличатся на 3 213 086 559 тыс. тенге. В первую очередь, это должно произойти за счет изменения макроэкономических показателей и добавить госказне 1 489 439 054 тыс тенге. 14 677 298 тыс. тенге добавит увеличение ставок акцизов на табачные изделия. На 1 535 473 126 тыс. тенге госказна прирастет за счет улучшения цифровизации и налогового, таможенного администрирования.
В доходах республиканского бюджета 2024 года наибольший удельный вес (97,7 %) занимают налоговые поступления. Значительная доля приходится на поступления налога на добавленную стоимость (46,6%), корпоративного подоходного налога (30,5%).
Прогноз по корпоративному подоходному налогу от ненефтяного сектора на 2024 год рассчитан в сумме 4 802 014 221 тыс. тенге с увеличением против оценки 2023 года на 995 710 694 тыс. тенге или на 26,2 %.
Увеличение поступлений прогнозируется за счет роста ВДС ненефтяного сектора на 663 328 549 тыс. тенге и улучшения налогового администрирования на 492 382 145 тыс. тенге.
Вместе с тем, за счет разовых поступлений в 2023 году в сумме 160 млн тенге, прогнозируется снижение поступлений на соответствующую сумму в 2024 году.
Прогнозируемый объем поступлений корпоративного подоходного налога на 2025 год составит 5 390 502 247 тыс. тенге, на 2026 год – 5 874 974 022 тыс. тенге.
Прогноз по налогу на добавленную стоимость на 2024 год рассчитан в сумме 7 341 442 312 тыс. тенге с превышением оценки 2023 года на 1 517 741 289 тыс. тенге или на 26,1%. По налогу на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан прогноз на 2024 год определен в сумме 3 455 704 783 тыс. тенге с ростом против оценки 2023 года на 887 490 027 тыс. тенге или на 34,6%.
Увеличение поступлений прогнозируется за счет роста ВВП на
458 млн тенге и улучшения налогового администрирования на
570 021 600 тыс. тенге. Вместе с тем, за счет увеличения возврата НДС прогнозируется снижение поступлений на 140 790 201 тыс. тенге.
Прогноз на 2024 год по налогу на добавленную стоимость на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан рассчитан на базе прогнозируемого объема импорта с учетом политики валютного курса и средней эффективной ставки налога. Прогноз определен в сумме 3 885 737 529 тыс. тенге, с ростом против оценки 2023 года на 630 251 262 тыс. тенге или на 19,4%. Увеличение поступлений прогнозируется на 157 181 881 тыс. тенге за счет увеличения прогнозируемого объема импорта и на 473 069 381 тыс. тенге за счет улучшения налогового администрирования. На 2025 год прогнозная сумма НДС в целом составит 7 474 955 683 тыс. тенге, на 2026 год – 8 012 247 391 тыс. тенге.
По акцизам на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан прогноз на 2024 год определен в сумме 190 313 599 тыс. тенге с ростом против оценки 2023 года на 21 442 970 тыс. тенге или на 12,7%. Увеличение на 14 677 298 тыс. тенге прогнозируется за счет повышения ставок акцизов на табачные изделия на 12,8% (с 14 100 тенге/тыс. штук до 15 900 тенге/тыс. штук) и на 6 765 672 тыс. тенге за счет увеличения прогнозируемого объема импорта. На 2025 год прогноз определен в сумме 192 212 353 тыс. тенге. На 2026 год прогноз определен в сумме 196 056 600 тыс. тенге.
Трансферты из Нацфонда
Без них уже не обходится ни один бюджет. Предусмотрено два вида трансфертов. Так, объем гарантированного трансферта на предстоящие три года ежегодно составит по 2 000 000 000 тыс. тенге.
Также, для финансирования, социально значимых проектов национального масштаба, стратегически важных инфраструктурных проектов в 2024 году предусмотрено привлечение целевого трансферта в сумме 1 600 000 000 тыс. тенге.
Расходы бюджета
Приоритетными направлениями бюджетных расходов остаются выполнение в полном объеме государственных социальных обязательств, развитие человеческого капитала через усиление поддержки науки, образования, медицины.
Общий объем расходов республиканского бюджета планируется
в 2024 году – 23 983 892 678 тыс. тенге, в 2025 году – 23 807 227 269 тыс. тенге, в 2026 году – 25 171 303 294 тыс. тенге.
На такое направление как «Государственные услуги общего характера» расходы запланированы в следующих объемах: в 2024 году – 992 940 374 тыс. тенге; в 2025 году – 901 717 269 тыс. тенге; в 2026 году – 917 420 905 тыс. тенге.
Эти расходы будут направлены на обслуживание и обеспечение деятельности государственных органов, услуги по координации внешнеполитической деятельности, участие и представление интересов Республики Казахстан в международных организациях, иных международных и прочих органах.
На направления «Оборона» и «Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность» расходы запланированы в следующих объемах: в 2024 году – 2 462 041 923 тыс. тенге; в 2025 году – 2 297 174 309 тыс. тенге; в 2026 году – 2 271 343 834 тыс. тенге.
Данные расходы будут направлены на обеспечение обороноспособности и в целом безопасности государства, охрану правопорядка и поддержание внутренней стабильности, обеспечение защиты населения и устойчивости управления в кризисных ситуациях.
Расходы на «Образование» планируются в 2024 году – 1 618 906 719 тыс. тенге; в 2025 году – 1 807 353 296 тыс. тенге; в 2026 году – 1 095 417 532 тыс. тенге. В эти суммы включены траты на обеспечение кадрами с высшим и послевузовским образованием, строительство школ, обеспечение дошкольным образованием и прочее.
Расходы на «Здравоохранение» запланированы в следующих объемах: в 2024 году – 2 368 708 960 тыс. тенге; в 2025 году – 2 377 118 642 тыс. тенге; в 2026 году – 2 498 721 967 тыс. тенге. Сюда включены затраты государства на оплату услуг в рамках ГОМБП, ОСМС (за категории граждан, которых обеспечивает государство), обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; недопущение регистрации и распространения инфекций, управляемых вакцинацией; реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни, профилактике и борьбе со СПИД; и другие.
На такую группу расходов, как «Социальная помощь и социальное обеспечение» траты запланированы в следующих объемах: в 2024 году – 5 396 595 437 тыс. тенге; в 2025 году – 6 113 088 213 тыс. тенге; в 2026 году – 6 759 177 979 тыс. тенге. Основная доля расходов направлена на социальные выплаты (98%).
Расходы на 2024-2026 годы предусмотрены с учетом ежегодной индексации социальных выплат: базовой пенсии и пособий пропорционально уровню инфляции (в 2024 году на 7%, в 2025 году на 6,5%, в 2026 году на 5%), солидарной пенсии с опережением уровня инфляции на 2% (в 2024 году на 9%, в 2025 году на 8,5%, в 2026 году на 7%). На 2024 год средний размер пенсии составит 89 118 тенге, на 2025 год – 98 168 тенге, 2026 год – 107 581 тенге. Средний размер базовой пенсии составит в 2024 году – 44 000 тенге, в 2025 году – 50 406 тенге, в 2026 году – 56 602 тенге.
Расходы на «Жилищно-коммунальное хозяйство» предусмотрены в 2024 году – 429 518 975 тыс. тенге; в 2025 году – 137 545 383 тыс. тенге; в 2026 году – 112 702 181 тыс. тенге. Сюда входят затраты на развитие инженерных коммуникаций, приобретение арендного жилья для социально-уязвимых категорий населения, подведение инженерно-коммуникационной инфраструктуры к жилым домам и земельным участкам.
На направление «Культура, спорт, туризм и информационное пространство» запланированы расходы в следующих объемах: в 2024 году – 254 343 393 тыс. тенге; в 2025 году – 225 126 870 тыс. тенге; в 2026 году – 226 774 232 тыс. тенге. Это траты на развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта, организацию спортивных мероприятий, мероприятия для повышения конкурентоспособности сферы культуры и искусства, проведение выставок и прочее.
Траты на «Топливно-энергетический комплекс и недропользование» запланированы так: в 2024 году – 135 705 493тыс. тенге; в 2025 году – 13 169 662 тыс. тенге; в 2026 году – 12 475 065 тыс. тенге. В их числе - развитие газотранспортной системы, теплоэнергетической системы.
Расходы по направлению«Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения» запланированы в следующих объемах: в 2024 году – 300 716 721 тыс. тенге; в 2025 году – 257 736 280 тыс. тенге; в 2026 году – 207 704 185 тыс. тенге. В списке мероприятий - охрана, защита и воспроизводство лесов, животного мира, организация экологического туризма, создание условий для развития животноводства и производства, а также обеспечение населения гарантированной и качественной питьевой водой.
На направление «Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность» предусмотрено в 2024 году – 20 359 848 тыс. тенге; в 2025 году – 15 257 473 тыс. тенге; в 2026 году – 14 323 694 тыс. тенге. Здесь расходы на создание условий для увеличения объема несырьевого экспорта, а также диверсификации рынков сбыта и экспорта товаров и услуг, развитие конкурентоспособных отраслей промышленности в рамках индустриального развития страны,
На «Транспорт и коммуникации» расходы запланированы в следующих объемах: в 2024 году – 870 455 990 тыс. тенге; в 2025 году – 449 200 326 тыс. тенге; в 2026 году – 440 653 101 тыс. тенге. В их числе - строительство и реконструкция автомобильных дорог республиканского значения, субсидирование расходов перевозчиков по социально значимым сообщениям, обеспечение безопасности судоходства, субсидирование ставок вознаграждения при кредитовании и финансовом лизинге на приобретение вагонов перевозчиками пассажиров по социально значимым сообщениям и операторами вагонов (контейнеров), и даже продолжение строительства проекта LRT (на 2024 год предусмотрены расходы в сумме 50 000 000 тыс. тенге).
Дефицит бюджета
Дефицит республиканского бюджета на 2024 год составит 3 534 767 762 тыс. тенге, на 2025 год – 3 672 837 633 тыс. тенге, на 2026 год – 3 969 587 740 тыс. тенге.
В целях исключения валютных рисков и развития внутреннего рынка долговых инструментов, политика заимствования Министерства финансов будет направлена на финансирование дефицита бюджета преимущественно за счет максимального использования внутренней ликвидности путем выпуска государственных ценных бумаг. Основными источниками привлекаемых средств на внутреннем рынке являются средства банков второго уровня и прочих финансовых организаций, а также средства ЕНПФ и других фондов под управлением Национального Банка Республики Казахстан.
Учитывая ограниченность свободной ликвидности на внутреннем рынке, в качестве альтернативных источников финансирования дефицита бюджета будут рассмотрены льготные займы международных финансовых организаций в иностранной валюте, привлекаемых в качестве бюджетной поддержки.
Помимо этого, не исключается возможность выхода на внешние рынки капитала для изыскания дополнительных источников финансирования в иностранной валюте, при условии недостаточной ликвидности на внутреннем рынке и благоприятной рыночной конъюнктуры на международных рынках капитала.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter