Какие франшизы наиболее успешны в кризис
Он отметил, что данный вид бизнеса в стране пока слабо развит и составляет всего 0,1-0,3% от ВВП, или около $2,5 млрд.
"Всего по показателям прошлого года у нас функционировали около 450 франчайзинговых компаний. В следующем году предполагается увеличение на 12%. По поводу того, сколько компаний мы потеряем, я сказать не могу. Но в целом элементы банкротства и закрытия франшиз у нас есть. По большей части это затронуло ресторанный бизнес и индустрию моды, особенно брендовые магазины. Связано с тем, что во время перехода на плавающий курс тенге пострадали компании, которые сильно привязаны к доллару. Также мы отмечаем и снижение покупательской возможности населения", - пояснил Кисиков.
Он добавил, что сейчас казахстанские предприниматели переходят на демократический рынок с досупными ценами. Особенно популярными являются сферы фастфуда, масс-маркета, образования и здравоохранения. По данным Кисикова, за 2016 год закрылись 10 франшиз, приступили к работе 12.
"Вместе с тем у нас не сильно развит деловой франчайзинг. В основном это торговые представительства. Также, несмотря на популярность демократических форматов, их все еще недостаточно. В Казахстане мало компаний, предлагающих услуги всем слоям населения. Однако все ведет к росту таких торговых точек", - заявил глава ассоциации.
Между тем, по информации Кисикова, средний объем требуемых инвестиций для открытия франшизы составляет от $50 тыс. до $100 тыс. (от 16,72 млн тенге до 33,45 млн тенге).
"Конечно, есть бизнес дешевле - от $5 тыс. до $10 тыс. Однако в основном требуется больше денег для того, чтобы открыться и встать на ноги", - заключил собеседник LS.
Список наиболее успешных казахстанских франшиз:
Представители банков в свою очередь отмечают, что малому и среднему бизнесу для развития франшизы требуется в среднем 150 млн тенге.
Между тем директор франчайзинга и новых проектов MAFIA Наталья Кичик (Украина) также поделилась с LS своим мнением по поводу того, какой бизнес наиболее успешен в Казахстане.
"Сегодня все больше компаний ориентируются на ниже и чуть выше среднего классы. В целом самый успешный франчайзинг - это ресторанный бизнес. Это не автомобильное предприятие, когда покупаешь машину минимум на пять лет. Кушать и получать удовольствие хочется всегда. На примере Украины, если смотреть по обороту и числу клиентов, рост составляет 20%. Можно сказать, что эта сфера бизнеса развивается в любую экономическую "погоду" в стране", - пояснила она.
Заместитель руководителя управления предпринимательства Алматы Аян Бейсекин сообщил о переговорах с новыми игроками, выход которых ожидается на казахстанский рынок.
"Также мы ведем переговоры с сетью "Ашан", пока по ним есть некоторые противоречия. Но в скором времени мы решим этот вопрос. В целом в 2017 году ожидается сотрудничество с несколькими иностранными компаниями. Например, немецкий OBI начнет работать в Алматы уже в следующем году", - заключил представитель акимата.
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter