Нацбанк вооружился английской схемой при работе с БВУ
Хотя в дебатах о целесообразности размещения в банках второго уровня средств накопительной пенсионной системы, аккумулированных в «ЕНПФ», сломано уже немало копий, статистические сведения на эту тему доказывают, что значимость этого вопроса явно преувеличена.
Банкам досталось немного
Согласно сведениям об инвестиционном портфеле пенсионных активов «ЕНПФ», опубликованным на его сайте, в сентябре основная их часть была вложена в государственные ценные бумаги казахстанских эмитентов (в этой роли выступает главным образом Министерство финансов) и в корпоративные облигации отечественных компаний реального и финансового секторов.
На долю первых инструментов по состоянию на 1 октября приходилось 43,58%, тогда как на начало сентября - 41,59%, а на «корпы» - соответственно 38,33% и 35,41%. Таким образом, в сумме удельный вес этих инструментов в инвестиционном портфеле составил 81,91%. В абсолютном выражении инвестиции пенсионных активов в казахстанские ГЦБ выросли за сентябрь на 8,02% до 2 трлн. 337,56 млрд. тенге, а в долговые обязательства отечественных компаний - на 11,59% до 2 трлн. 56,07 млрд. тенге.
На этом фоне объем размещенных средств «ЕНПФ» на банковских депозитах выглядит довольно скромно - 388,25 млрд. тенге, то есть соответственно в 6,0 и 5,3 раза меньше по сравнению с инвестициями в казахстанские ГЦБ и корпоративные облигации.
Доходность по пенсионным накоплениям за 9 месяцев текущего года сложилась на весьма высоком уровне в 9,08%.
К тому же в сентябре по этому виду инструментов произошло резкое снижение инвестиций - на 25,30%, в абсолютном выражении - на 131,52 млрд. тенге (в основном за счет погашения банковских вкладов, то есть возврата средств в «ЕНПФ»). В результате доля банковских депозитов в инвестиционном портфеле «ЕНПФ» опустилась с 9,99% до 7,24%. При этом за первый месяц осени новые вклады в банках не размещались.
Такую инвестиционную «роскошь» управляющий пенсионными активами Нацбанк мог себе позволить с учетом довольно высокой доходности, сложившейся по казахстанским ГЦБ: долгосрочным долларовым - 6,12% (в них было вложено в сентябре 30,99 млрд. тенге), краткосрочным тенговым - 8,00% (149,09 млрд. тенге). Весьма приличная доходность сложилась и по корпоративным облигациям отечественных эмитентов: долларовым - 5,30% (2,85 млрд. тенге); тенговым - 9,75% (155,0 млрд. тенге).
Для сравнения: средневзвешенная доходность к погашению вкладов банков второго уровня в портфеле пенсионных активов составила 8,71% годовых. А в общей сложности управляющим было инвестировано за первый месяц осени пенсионных активов на 337,93 млрд. тенге со средневзвешенной доходностью приобретения 8,61%. Доходность же в целом по пенсионным накоплениям за 9 месяцев текущего года сложилась на весьма высоком уровне в 9,08% против 6,74% годовых за январь-август.
По опыту туманного Альбиона
Как видно, уже сегодня пенсионные накопления активно используются не только для финансирования бюджета, через который они идут в экономику по разным направлениям, но и напрямую за счет приобретения корпоративных облигаций. Однако сегодня произошли значительные изменения на кредитном рынке, так как введен режим жесткой экономии бюджетных средств наряду с их оптимизацией и одновременно глава государства запретил использовать деньги Национального фонда на эти цели.
Между тем без доступных и дешевых тенговых кредитов отечественной экономике сложно развиваться в кризисную пору. Однако накопленный Нацбанком опыт применения отечественного варианта так называемого «количественного смягчения», активно используемого в развитых странах, показал, что из предоставленных им банковскому сектору за последний год средств суммарным объемом 2 трлн. тенге, включая почти половину из пенсионных денег, значительная часть была просто конвертирована банками в доллары через биржу.
Нацбанк намерен распределять пенсионные накопления для оживления экономики по другой схеме, используемой «Банком Англии», - в ней ресурсы предоставляются в обмен на кредитование.
Теперь Нацбанк намерен распределять пенсионные накопления для оживления экономики по другой схеме, используемой «Банком Англии» (Bank of England, центральный банк Великобритании), - в ней ресурсы предоставляются в обмен на кредитование. В Великобритании по этой схеме в 2012 году была запущена совместная программа правительства и «Банка Англии» под названием «Funding for Lending Scheme» (FLS) для стимулирования банковского кредитования реального сектора. За каждый фунт стерлингов, выданный в виде займов реальному сектору экономики, кредиторы (там помимо банков это еще и строительные общества) получают от государства по программе FLS один фунт под 0,25% годовых. При снижении объемов кредитования у получателя государственных средств их цена заимствования возрастает и может достичь 1,5% годовых при сокращении на 5% и более.
Таким образом, Нацбанк в качестве управляющего пенсионными активами «ЕНПФ» будет требовать от банков кредитования бизнеса в качестве условия получения ими тенгового фондирования. Средства эти немалые - в следующем года ожидается приток пенсионных денег примерно в 1 трлн. тенге, из которых 600 млрд. тенге пойдут по схеме «FLS». В итоге эти средства станут и важным компонентом антикризисного механизма.
Естественно, что при этом ни сам Нацбанк, ни «ЕНПФ» не будут выступать в роли «прямых» кредиторов, предоставляя «длинные» деньги экономике на жестких условиях возвратности и под надежные гарантии. А инвестиционную стратегию для пенсионных накоплений теперь определяет Совет по управлению Национальным фондом, возглавляемый главой государства.
Тулеген АСКАРОВ
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter