Облико морале отечественного туризма
За годы относительно безбедной жизни практически каждая казахстанская семья, планируя бюджет, находила средства на поездки за рубеж. Не на собственном вертолете и даже не на Land Cruser, но все же - раз в год, к морю, с пресловутым «олинклюзивом».
Да и там, за бугром, уже составили четкий портрет казахстанского туриста - сдержанный, воспитанный и очень щедрый. Так было еще вчера. Свои коррективы внесло таргетирование инфляционных процессов, в простонародье - девальвация. И теперь стало происходить очевидное - графа «путешествие» отошла в сторону или вовсе исчезла, оставляя тем самым казахстанские туристические компании в глубоком кризисе
Небо поможет нам...
То, что казахстанцы перестали ездить в Турцию, Египет, Таиланд как к себе домой, подтверждает и экономический обозреватель Денис Кривошеев, делая при этом важную поправку - речь идет о казахстанцах среднего класса. VIP-туризм, как выяснилось, напротив, процветает в условиях кризиса. Объясняется такой феномен очень просто: пережив долларовый стресс, отечественные олигархи первым делом покупают тур в заморские страны.
«Я вообще считаю, что вся история отказа от доллара - это некая профанация, полнейший бред...»
Однако вернемся к простым смертным. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы посчитать: если вчерашняя путевка в турецкий Кемер в среднем обходилась в 180-200 тыс. тенге, то сегодня выложить за нее придется все 300 тыс. и больше. И ничего здесь не поделаешь, вариант с отказом от доллара в туризме невозможен, впрочем, как и в любой другой сфере, где мы все еще оглядываемся на американскую валюту.
«Я вообще считаю, что вся история отказа от доллара - это некая профанация, полнейший бред. Ну как это возможно, если услуга долларовая! Отели - в долларах, потому что они не на нашей территории, в тенге они принимать не будут. Даже международный самолет, он в большей степени зависит от взлетов, посадок, дозаправок на других территориях, то есть здесь тоже все изменится для Казахстана по ценовым показателям. Вот как бы мы отнеслись к дедолларизации iPhone? Вот это, примерно, то же самое, что и туристическая путевка», - говорит Денис Кривошеев.
С другой стороны, нет худа без добра, размышляет эксперт. Вместе с падением спроса на заграничные путевки может начаться развитие внутреннего туризма, при условии, что здесь удержат цены на прежнем уровне. И, таким образом, досуг казахстанца может быть спасен. Но и здесь не избежать условного наклонения.
Обозреватель не исключает, что в кризис может случиться активизация фирм-однодневок, либо уже существующие компании будут вынуждены не совсем корректно попрощаться со своим туристом. Недавние печальные примеры - компании Travel System и «Фараон». Так вот, чтобы избежать партнерства с подобными ТОО и АО, Денис Кривошеев дает ряд совершенно простых и нужных рекомендаций.
«Первое, на что следует обратить внимание, - как работает компания, особенно на то, как много у нее горящих путевок. Чем больше горящих путевок, тем больше кассовый разрыв, тем более неадекватно она работает на рынке, соответственно, вероятность накопления долгов у нее очень большая. Это самое главное.
Второе, нужно четко понимать, кто агент, а кто оператор. На мой взгляд, нужно просто смотреть на людей, с которыми вы имеете дело, и не пытаться за условные $200 объездить весь мир. Поймите, если вы платите намного дешевле, чем везде, значит вы покупаете брак. Наблюдайте, смотрите. Сейчас многие шутят: $100 снова стали хорошим подарком на свадьбе, поэтому внимательно следите за своими деньгами», - советует Денис Кривошеев.
«Первое, на что следует обратить внимание, - как работает компания, особенно на то, как много у нее горящих путевок».
Теперь о спасении самой отрасли. Понятно, что ждать помощи извне не приходится. И это к лучшему. Участники рынка, как при сильной простуде, должны сами пережить все этапы кризиса, чтобы потом, как после лихорадки, восстановить силы и продолжить свой бизнес. Хороши все методы, считает эксперт, - сокращения, переезды в более тесные офисы, дифференциация направлений работы, ценовой демпинг. А вот в глобальном масштабе вариантов меньше на порядок.
«Новые направления у нас не откроются, к сожалению, потому что у нас проблемы с авиацией. Но мы последние годы только об этом и говорим - нам нужно открывать небо для конкуренции, закончить все преференции для наших имеющихся авиакомпаний и пойти по пути, по которому в свое время пошла Одесса, потом Грузия - открыть небо и сказать: «Ребята, прилетайте все, кто хочет». Для нас самое важное - это обеспечить товарами и услугами собственное население. А не заниматься созданием непонятных компаний, как внутренних, так и внешних», - делится мнением эксперт.
Будет день - будет пища. Или не будет...
Между тем в офисах туристических компаний - пугающая тишина, а в головах их руководителей - переполох и паника. «Два-три звонка за неделю, продажа одной горящей путевки и заработок в $25», - такую характеристику дают участники рынка происходящему сегодня в отрасли.
Подобное положение дел практически в каждой турфирме. Запросы и заявки, оформленные ранее на осенний и зимний сезоны, отменены. Телефоны молчат и только новые скачки доллара вносят невеселое оживление и нервозность.
«У меня есть надежда на то, что он не будет вот так постоянно скакать. Если 3-4 дня он ведет себя спокойно, определенная часть туристов возвращается. И тогда они что-то покупают. Пусть сокращают дни отдыха, отказываются от «звездности», но намерение есть. Но как только доллар взлетает в очередной раз, все, туриста и след простыл», - говорит директор туристической компании «Инари Турс» Ирина Попович.
Порой доходит до абсурда, говорят в туркомпаниях. Имея на руках заказ и начиная его обслуживать, нередко менеджеры просто не успевают «добежать» до туроператоров, как курс доллара в Казахстане уже другой. Постоянно обращаться к практике продажи горящих путевок - значит своему бизнесу рыть могилу. Привыкнув к ценам в $500 за роскошный тур, казахстанцы не захотят принимать новые расценки, которые обязательно будут после стабилизации курса доллара. Словом, необходимость принимать меры становится все четче и яснее с каждым днем.
В межсезонье и рак - рыба...
Не паниковать! Такой настрой у директора Казахстанской туристской ассоциации Рашиды Шайкеновой. Многолетний опыт работы в туризме позволяет ей делать весьма аргументированные выводы. Во-первых, по мнению главы ассоциации, сейчас сложно вообще понять, насколько плохи или, может, даже хороши дела туркомпаний. Поскольку наступила осень, известная в туризме как межсезонье.
«Абсолютно однозначно, что сегодня мы имеем дело с падением спроса на туристические услуги. Но вы проводите опрос не в самое благоприятное время, сейчас период межсезонья, летний сезон закончился, и сейчас начинаются продажи на зимний отдых или осенний. Очевидно, что сегодня рынок сталкивается с ситуацией, когда этого спроса во второй половине сентября на осенне-зимний период еще пока нет. Поэтому я тоже, так же как и вы, разговариваю с рынком. Есть компании, которые говорят о 70% падения спроса, есть компании, которые не уменьшают эту цифру. То есть в сентябре очень сложно увидеть тенденцию. Этот период не совсем является показательным», - говорит Рашида Шайкенова.
Мы имеем то, что имеем, считают в ассоциации. Другими словами, туркомпаниям нужно просто набраться терпения, вооружиться новыми инструментами развития бизнеса и противостоять всем угрозам. Тем более что в любой момент ситуация может повернуться в обратную сторону.
ежегодно рост спроса на услуги туристических компаний в Казахстане составляет 18-20%
«Мы не являемся обособленным рынком или отраслью, мы живем в стране, которая сейчас прошла девальвационные процессы. Каждое утро смотрим курсы в обменных пунктах, смотрим информацию Нацбанка, пытаемся понять, что нас ожидает завтра. При всем при этом, я думаю, желание путешествовать у людей как было, так и останется. Я надеюсь, что туристическому рынку удастся пережить период сложного финансового состояния. В то же время, как говорили китайцы, такие финансово сложные периоды - это еще и дополнительные возможности. Возможности для наших компаний - для структурирования их бизнеса, для того чтобы понять, какие ресурсы нужны, какие лишние, возможно, нужны новые направления, новые продукты, для того чтобы стабильно завоевывать внимание своего потребителя», - говорит Шайкенова.
По данным руководителя ассоциации, ежегодно рост спроса на услуги туристических компаний в Казахстане составляет 18-20%. Остается надеяться, что по итогам текущего года - весьма знаменательного не только для туристского рынка, но и для национальной экономики в целом, - эта цифра лишь немного уменьшится, дав время отечественным турфирмам на совершенствование своей деятельности, а туристам - на накопление новых сил и возможностей перед отпуском за рубежом.
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter