Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Казахстанцы не перестали пользоваться кредитами

30 Ноябрь 2009 0 530 (с) dknews.kz

В Казахстане в последние несколько лет все больше внимания уделяется повышению образованния населения республики в финансовой области. Как отмечают эксперты, существует прямая зависимость между уровнем осведомленности граждан о финансовых инструментах и уровнем их доверия финансовым институтам. Подробнее о результатах исследования финансовой грамотности и инвестиционной культуры населения РК, которое было проведено недавно и выявило ряд закономерностей данной сферы, мы попросили рассказать президента Центра бизнес-информации, социологических и маркетинговых исследований BISAM Central Asia Леонида Гуревича

- Какие основные задачи этого исследования?

- Основной задачей исследования было выявить уровень знания финансовых институтов и финансовых инструментов различными группами населения Казахстана. Однако вопросы задавались не только в формате «знаю - не знаю», «знаком - не знаком». Выявлялись представления казахстанцев о функциях, возможностях, надежности финансовых инструментов и институтов. Мы интересовались опытом респондентов в общении с банками и другими финансовыми учреждениями, намерениями относительно использования продуктов и услуг финансового рынка.

В исследовании использовался метод телефонного интервью (2000 респондентов по выборке, репрезентатировавшей все регионы Казахстана, городское и сельское население). Проводилось тестирование в технике личного интервью финансовой грамотности по специально разработанной для разновозрастной массовой аудитории методике.

- Согласно результатам исследования, как вы можете охарактеризовать уровень информированности населения о финансовых институтах и инструментах в Казахстане?

- Различные финансовые инструменты имеют разный уровень известности и разный уровень проявляемого к ним интереса. «Кредитный бум» периода экономического подъема существенно сказался на сознании, настроениях и намерениях массового сегмента финансового рынка. По уровню известности и восприятия из всех финансовых инструментов резко выделяются кредиты. С сутью и функциями этого инструмента знакомы более 55% опрошенных. Около трети опрошенных обнаружили детальное знакомство с инструментом (знают виды кредитов, варианты их получения и использования и т.д.). Более половины респондентов когда-либо пользовались кредитом, а треть опрошенных пользуются им в настоящее время. 34% намерены воспользоваться кредитом в будущем. Таким образом, в рейтинге «известность-опыт-намерения» кредит занимает обособленное лидирующее положение и может быть отнесен к самостоятельной группе «широко известные и востребованные финансовые инструменты».

Ко второй группе - «достаточно известные, но слабо используемые инструменты» - могут быть отнесены депозит и страховой полис. Их известность на уровне знания сути и функций составляет 45%-49%, на уровне знания видов и вариантов использования - 15-18%. Пользуются в настоящее время депозитом лишь около 9% опрошенных, а страховыми услугами - более 15%. Однако в отношении страховых услуг это преимущественно вынужденная востребованность, связанная с обязательным автострахованием. Что же касается депозитов, то их использование существенно сдерживается крайне слабой известностью Фонда гарантирования вкладов физических лиц. О нем знают лишь немногим более 30% респондентов. При этом только 12% опрошенных смогли правильно назвать гарантируемую сумму вклада. Полностью доверяют фонду лишь 9% респондентов (в определенной степени доверяют около 40%).

- С чем, по вашему мнению, связана разница в уровне информированности населения от региона к региону?

- Такие различия действительно есть. Сравнительно высоким уровнем осведомленности о финансовых инструментах отличаются жители Алматы, Центрального (Карагандинская, Акмолинская области) и Северного (Северо-Казахстанская, Костанайская области) регионов. Наихудшие показатели в Южном регионе, особенно в Южно-Казахстанской области. Подобные различия, скорее всего, связаны с социально-демографическим составом населения. В Южно-Казахстанской области резко преобладает сельское население, а в городах выше, чем где бы то ни было из регионов нашей страны, доля недавних сельских жителей. Свое влияние оказывают уровень школьного образования, развитие средств массовой информации, характер и восприятие рекламы финансовых учреждений.

Важнейшим же фактором, влияющим на знание финансовых инструментов и институтов, общую финансовую грамотность, потребительское поведение в финансовой сфере, является доход. Чем выше у человека доход, тем выше его интерес к продуктам и услугам финансового рынка и, соответственно, осведомленность о них.

- Каковы основные источники информации у населения?

- Более 78% респондентов в качестве основного источника информации называют телевидение, около 54% - газеты и журналы. Пока немногие пользуются консультациями финансовых учреждений. Однако для четверти респондентов это был бы, при создании соответствующих условий, наиболее предпочтительныя источником информации. Еще большая доля опрошенных предпочла бы Интернет. На принятие же решений относительно использования финансовых инструментов и выбора финансовых институтов наибольшее влияние оказывают советы друзей и знакомых.

- Есть ли данные, насколько изменилось лояльность и доверие населения по отношению к финансовым институтам в свете последних событий в мировой финансовой системе?

- Кризис не оказал влияния на намерения респондентов воспользоваться кредитами. Однако в связи с кризисом 60% опрошенных отказались от намерений завести депозит, 50% - от намерения воспользоваться различными страховыми услугами. В целом же мы зафиксировали довольно низкий уровень доверия финансовым институтам. Лишь немногим более половины респондентов доверяют пенсионным фондам, 30% - коммерческим банкам, 26% - страховым организациям. Показательно, что существует прямая зависимость между уровнем осведомленности о финансовых инструментах и уровнем доверия финансовым институтам. Чем лучше респондент разбирается в вариантах и возможностях финансовых инструментов, тем выше уровень его доверия финансовым институтам.

- Как вы сами оцениваете реализацию Программы в целом? Какие пробелы первоочередно необходимо восполнить с точки зрения финансовой грамотности населения?

- Я уверен, что большая работа, которая ведется по реализации данной программы, непременно даст свои плоды. Главное, чтобы эта работа умело координировалась, велась в формах, отвечающих запросам, интересами возможностям различных групп и слоев населения. А для этого нужно систематически отслеживать ее результаты, проводить исследования. Надеюсь, что такого рода исследования буду проводиться на постоянной основе.

Виктория ЗАЙЦЕВА

НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123