Авторизация

x
Логин :
Пароль :
Войти через

Домашняя бухгалтерия

23 Июнь 2009 0 1126 (с) i2r.ru

Сэкономленные деньги - заработанные деньги. Так говорил Генри Форд, а он кое-что понимал в финансовых вопросах. Проблема многих современных людей в том, что они плохо осознают, каким образом тратятся с трудом заработанные деньги. Конечно, приятно зарабатывать гораздо больше, чем тратишь, но современные реалии таковы, что большая часть населения страны озабочена сокращением своих расходов или хотя бы поддержанием их на одном уровне. Не увеличивать уровень расходов тоже непросто - инфляцию никто не отменял. Еще одной важной задачей в таких условиях становится планирование доходов и расходов. На летний отдых, ремонт в квартире, день рождения ребенка необходимо отложить определенную сумму денег, и она должна быть к определенной дате. Чтобы обеспечить выполнение этого условия, нужно поставить свои доходы и расходы под контроль.

Решать задачу можно несколькими способами, которые мы вкратце рассмотрим ниже.

Способ первый, традиционный. Заводится тетрадочка, в которую ежедневно заносятся расходы и доходы. Хотя этот способ очень прост и доступен, он неудобен и ненадежен, поскольку подводить итоги приходится вручную, риск ошибки при подсчетах велик, а уж о группировке и анализе данных и говорить не стоит.

Способ второй, компьютеризированный. Оптимальным решением задачи станет электронная таблица, например MS Excel. Здесь возникают проблемы уже более тонкие, хотя считать программа будет сама, нужно правильно сформировать таблицу, чтобы от ее использования получился толк. Например, традиционным решением проблемы является создание таблицы с графами "Дата", "Цель", "Приход", "Расход". Да, с помощью нее уже можно подсчитать итоги за день или за месяц, но на этом простые решения и заканчиваются. Как, например, зафиксировать здесь операцию покупки долларов, чтобы не завысить расходы и доходы? Как определить, сколько денег уходит на продукты, а сколько - на ребенка? Все эти вопросы, конечно, решаемы, но придется привлекать такие возможности Excel, с которыми большинство пользователей знакомы очень слабо; опытные пользователи, несомненно, справятся, но затратят массу времени на ручную работу по настройке.

Способ третий, компьютеризированный профессиональный. Бухгалтерский учет? Разумеется, можно использовать бухгалтерскую программу, например, "1С: Бухгалтерию" или другой продукт, название которого знакомо пользователю!

Впрочем, не торопитесь. Применение микроскопа для забивания гвоздей - далеко не лучший выход. Во-первых, профессиональные программы стоят дорого, зачастую сложны в установке и настройке. Во-вторых, для ввода даже самых простых операций вида "куплено молоко и билет на трамвай" придется заводить систему бухгалтерских счетов и в том или ином виде делать проводки, т. е. операции переноса денег со счета на счет. Это очень неэргономично. В-третьих, и это самое важное, отчеты бухгалтерской программы не отвечают на основные вопросы "куда уходят деньги" и "сколько их будет завтра".

Способ четвертый, компьютеризированный специализированный. Программы для ведения именно домашней (семейной) бухгалтерии. Они оперируют самыми простыми терминами, компактны и просты, в них легко вводить типичные бытовые операции с деньгами, а отчеты отвечают именно на вышеупомянутые животрепещущие вопросы. Если добавить сюда тот факт, что большинство таких продуктов бесплатны или поставляются по очень невысокой цене, то, наверное, выбор станет очевиден.

В поисках идеала

В отличие от профессиональных бухгалтерских программ, домашняя бухгалтерия - вещь общедоступная. Чтобы ею пользоваться, совсем не нужно обладать высшим экономическим образованием - достаточно арифметики и немного здравого смысла. Другой аспект доступности - низкая цена. Многие такие программы бесплатны, самые дорогие российские образцы стоят до $50. Сравните это с профессиональными системами, которые стоят на один-два порядка дороже!

Для обеспечения полноценного учета денег в российских реалиях, идеальная программа домашней бухгалтерии должна обладать такими свойствами:

  • Базовые возможности. Как минимум, пользователь записывает свои расходы и доходы, распределяя их по категориям, а программа подсчитывает итоговые суммы и выводит разнообразные отчеты, в наглядной форме отображающие структуру затрат и поступлений в семье. Поскольку группировка затрат является ключевым моментом в учете, то от особенностей ее реализации зависит и удобство и эффективность применения программы. Многоуровневая классификация видов затрат ("Продукты" - "Мясное" - "Колбаса") чаще усложняет, чем упрощает ввод и анализ данных, а вот многоаспектная классификация может оказаться полезной. Например, удобно разделять свои расходы по группам ("Еда", "Одежда", "Услуги" и т. п.) и по контрагентам (получателям платежа).
  • Многопользовательский учет. Даже если у семьи общий бюджет, иногда нужно записывать некоторые финансовые данные отдельно. Например, отдельно могут учитываться "карманные деньги" членов семьи, валютные операции и т. п. Эффективный многопользовательский учет подразумевает легкую смену текущего пользователя у программы и парольную защиту данных от несанкционированного доступа. В идеале должна иметься возможность обмена данными между различными пользователями.
  • Многовалютный учет. Именно его отсутствие делает плохо пригодными к употреблению многие зарубежные программы для учета личных финансов. В России почти каждая семья с той или иной интенсивностью применяет американскую, немецкую и другие свободно конвертируемые валюты в повседневной жизни. Поэтому, как минимум, двухвалютный учет является обязательным требованием. Данные по разным валютам должны учитываться и подсчитываться отдельно. Для удобства пользователя обязательно наличие такой возможности, как построение сводных отчетов в единой валюте (валюте приведения).
  • Поддержка нескольких счетов. В данном случае "счет" - это название обособленного объекта учета, регистрация изменений, в котором способна принести вам полезную информацию. Типичными счетами являются "Деньги в кошельке", "Долларовая копилка", "Счет в банке". Естественно, обязательна операция переноса денег между счетами.
  • Планирование расходов и доходов. В идеале ваш электронный бухгалтер должен делать прогноз - хватит вам денег или нет, при их текущем темпе расходования и поступления, а также с учетом запланированных на будущее трат. Минимальная реализация включает заранее ввод определенных доходов и расходов, просматривать их и в нужное время делать актуальными, т. е. переводить из планируемых в состоявшиеся.
  • Учет долгов. Деньги, взятые и данные в долг, должны отдельно учитываться в программе. Обязательно наличие напоминаний о сроках погашения долга и ведение графика платежей.
  • Отчетные функции. Здесь обычно действует принцип "чем больше, тем лучше". На основании всей вышеперечисленной информации можно построить десятки отчетов и графиков, информация с которых будет полезна для оценки своей финансовой стабильности, структуры доходов и расходов, планирования. Помимо внутренних отчетов, неплохим дополнением является функция построения внешней финансовой отчетности, прежде всего - налоговой декларации.
  • Надежность и безопасность. Ценные финансовые данные не должны пропадать из-за отключения электропитания, недопустимо и получение их посторонними. Поэтому в программе обязательно должны быть предусмотрены резервное копирование данных (лучше всего автоматическое) и парольная защита доступа к записям (желательно с шифрованием исходных данных).
НОВОСТИ
Подпишитесь на нашу рассылку!
только актуальные статьи
на тему личных финансов

​​

наверх

123