Кредиты на производство автомобилей за полгода, по данным за август 2022 года, подорожали в Казахстане на 4%, но пользовались спросом. Отрасль автомобилестроения активно и давно подпитывается государством. Автокредиты в стране также популярны, хотя казахстанцы массово предпочитают брать их по программе льготного автокредитования – намного дешевле. Впрочем, у льготных кредитов есть не очень приятное послевкусие – купить можно только автомобили отечественного производства.

 

ЕБРР в документе «Страновая стратегии по Казахстану 2022-2027» оценивает и поясняет кредитование в стране так: «Банковский сектор невелик по сравнению с объемом экономики страны, что отражает зависимость основных отраслей, например, энергетики, горнодобывающей промышленности, от внешнего финансирования и доступа госпредприятий к другим внутренним источникам финансирования. Уровень проникновения кредитов - низкий, при этом соотношение кредитов к ВВП в 2020 году оценивается в 23%. Государственное вмешательство в экономику остается повсеместным, в том числе через программы господдержки. Необходимо продолжить усиление регулирования финансового сектора. Рынки капитала - неглубокие и им мешает фрагментация».


Налоговая дисциплина, считают аналитики ЕБРР, в Казахстане значительно ослабляется. В 2020 году правительство страны запустило пакет стимулов в размере около 9% от ВВП, один из крупнейших в регионе. Правительство также заимствовало у международных финансовых институтов. Государственный долг вырос с 19,9% ВВП в 2019 году до 24,9% ВВП в 2021 году. В апреле 2022 года сумма гарантированного трансферта из Национального фонда увеличилась с 1,6 трлн тенге до 4 трлн тенге, что еще больше смягчило фискальную позицию страны.


Внедрение контрциклического бюджетного правила с 2023 года поможет стабилизировать государственные расходы. Ожидается, что в 2022 году экономика будет расти более медленными темпами. Перспективы роста Казахстана подрываются войной России с Украиной и ее последствиями. Хотя страна может выиграть от повышения цен на сырьевые товары, ей необходимо будет искать поставщиков на замену и обеспечивать альтернативные маршруты транспортировки. Дополнительные расходы на более сложную торговую логистику, вероятно, будут переложены на казахстанских потребителей и производителей, что усилит инфляционное давление и снизит международную конкурентоспособность страны.


ЕБРР необходимо, считают аналитики, изучение возможности взаимодействия с властями Казахстана для изменения системы субсидирования, чтобы сделать ее более совместимой со стимулами в среднесрочной перспективе, и создание жизнеспособного и прибыльного портфеля проектов для страны, с уделением особого внимания будущим новым лидерам.


Кредиты на производство автомобилей за полгода подорожали на 4%

 

Банки Казахстана, по данным Нацбанка РК, выдавали кредиты на производство автомобилей в августе 2022 года под ставку, выросшую на 4,1%, по сравнению с февралем 2022 года, когда она была 12,3%.


На производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов и производство прочих транспортных средств в августе банками выдано Т34,7 млрд под ставку 16,4%: краткосрочных - Т33,7 млрд, под ставку 16,5%, долгосрочных - Т1 млрд, под ставку 15,7%.


Займы компаниям в Казахстане сокращались три месяца подряд и сократились за июнь-август 2022 года на 1,8%, до Т7,94 трлн, заявлял Национальный банк. Займы населению растут непрерывно с начала года. За июнь-август 2022 года они выросли на 6,5%, до Т12,7 трлн, – следует из отчета Нацбанка РК, размещенного на официальном сайте регулятора. Согласно документу, кредиты банков экономике, в целом, выросли на 1,7%, до Т20,7 трлн на 1 сентября 2022 года.


Займы МСБ, по данным Нацбанка РК, выросли на 1%, до Т4 трлн на 1 сентября 2022 года: займы компаниям малого предпринимательства за август 2022 года выросли на 0,2%, до Т3,2 трлн, займы индивидуальным предпринимателям (ИП) – на 5%, до Т794 млрд. Более четверти всех займов субъектам малого предпринимательства за август – Т1 трлн составили займы торговле, еще 24% или Т973 млрд – займы промышленности.


Ставки вознаграждения по кредитам, выданным банками на потребительские цели населению, по данным Национального банка, выросли в августе на 2%: с 16,3% до 18,3%. Выдача потребительских кредитов населению за август 2022 года сократилась на 2% или на Т19 млрд, до Т839 млрд. Причем, долгосрочных кредитов из этого объема выдано Т626 млрд, краткосрочных – Т213 млрд. В валюте выдано кредитов больше, на Т730 млн, под более низкую ставку - 5,4%, все они - долгосрочные, отмечается в документе.


Ранее, в апреле 2022 года Нацбанк отмечал, что потребительский импорт превысил в 2021 году $12 млрд и стал максимальным за 7 лет.


«Если в предыдущие периоды основными драйверами прироста импорта являлись инвестиционные и промежуточные товары, то в прошлом году заметно рос импорт потребительских товаров, в особенности непродовольственных. Потребительский импорт достиг $12,4 млрд – максимума за последние 7 лет», - говорилось в сообщении регулятора.


Казахстанцы из непродовольственных потребительских товаров, импорт которых в 2021 году составил $8,9 млрд, покупали автомобили, телефоны, компьютеры, лекарства, одежду и обувь, из продовольственных, на $3,6 млрд – мучные кондитерские изделия, напитки, сахар, шоколад, мясо птицы, сыры и творог, чай, колбасные изделия.


Во II кв. 2022 года стоимость кредитных ресурсов, по данным Нацбанка, выросла. Тем не менее, объемы кредитования также росли, в основном, за счет кредитов населению и займов бизнесу в тенге. Во всех отраслях, кроме промышленности и сельского хозяйства, зафиксирован рост выдачи новых кредитов. Основными драйверами роста выдачи новых кредитов предприятиям выступили сектора торговли и транспорта.


Кредитные ставки тоже выросли, вслед за повышением базовой ставки: средневзвешенная ставка по кредитам для физических лиц увеличилась до 17,2%.


Подорожали кредиты на производство автомобилей, значит, вырастут в цене и сами, новые, а следом – и подержанные, автомобили. И кредиты на покупку автомобилей, а они «прячутся» в потребительских кредитах и отдельной регулярной статистики Нацбанка по ним нет, тоже дорожают.


Сложная экономическая ситуация и рост процентных ставок ограничат спрос на автокредиты, считают эксперты. Но есть же еще программа льготных автокредитов.


Запуск льготного автокредитования ускорил рост потребительских займов

 

Запуск льготного автокредитования и акции «0-0-12» (товар в рассрочку под 0% годовых на 12 мес., без первоначального взноса - prodengi.kz) от крупных банков дали новый импульс росту потребительских займов, считают аналитики Нацбанка.


Выдача новых кредитов за II кв. составила 5,7 трлн тенге, что на 8,5% выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Кредиты населению выросли на 17,7%: новые потребительские кредиты выросли на 15,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.


Свой вклад в рост кредитования населения внесли и ипотечные кредиты. Льготные ипотечные программы от АО «Отбасы Банк» и программа «7-20-25» пользуются большим спросом, так как ставки по ипотеке в реальном выражении находятся в отрицательной зоне и существенно ниже рыночных ставок. Объем выданных ипотечных займов вырос на 13,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.


Во всех отраслях, кроме промышленности и сельского хозяйства, где выдача новых кредитов снизилась на 17,4% и 11,5%, соответственно, зафиксирован рост выдачи новых кредитов. Основными драйверами роста являются торговля и транспорт, которые выросли за II квартал на 10% и 130,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, соответственно.


Объемы выданных кредитов субъектам малого предпринимательства увеличились на 0,7% по сравнению с II кварталом 2021 года. Три четверти выданных кредитов бизнесу направлен на пополнение оборотных средств, которые увеличились на 5%. Снизилась выдача кредитов на строительство и реконструкцию объектов на 23% и на покупку основных фондов – на 47%.


На начало октября на сайте Народного банка - участника программы Банка развития Казахстана (БРК) по льготному автокредитованию объявлялось о временной приостановке приема новых заявок, на сайте Евразийского банка, Банк Центркредит и Forte Bank таких объявлений не было.

По условиям программы в одном из банков кредит выдавался на приобретение легкового автотранспорта отечественного производства. Срок кредитования - не более 7 лет, ставка вознаграждения 4% годовых, годовая эффективная ставка - от 4,1% годовых. Стоимость автомобиля не более 15 млн тенге. Первоначальный взнос -от 0% для участников зарплатного проекта, от 20% - для остальных клиентов. Обеспечением по кредиту служит приобретаемой автотранспорт. Комиссии отсутствуют, сумма кредита до 10 млн тенге. В других банках условия варьируют.


На середину июля 2022 года банками-участниками Программы льготного автокредитования, по данным Фонда развития промышленности, одобрено 11 825 заявок на сумму 90 млрд тенге: «Евразийский Банк» одобрил 3 248 заявок на 25 млрд тенге, «Банк ЦентрКредит» - 3 647 заявок на 28 млрд тенге, «Народный банк Казахстана» - 3 009 заявок на 23 млрд и Forte Bank - 1 921 заявка на 14 млрд тенге. Выданы 7 852 автомобиля на 60 млрд тенге.


Напомним, программа льготного автокредитования стартовала в Казахстане 16 мая. По льготному кредитованию можно выбрать одну машину из списка 38 автомобилей.


Затем, в июле, банки временно приостановили приём заявок на автокредиты до завершения окончательных процедур по выдаче этих кредитов и до высвобождения лимита финансирования, а также для подведения результатов выдачи автокредитов по одобренным заявкам. Банки должны были начать снова принимать заявки при наличии средств в рамках высвобожденных лимитов, а «Евразийский Банк», например, начал процедуру получения очередного транша на 10 млрд тенге, завершение которого планировалось в августе 2022 года. Новый механизм льготного кредитования должен был заработать в Казахстане с августа 2022 года, как только лимиты на выданные кредиты будут исполнены.


По пояснениям Фонда развития промышленности, из возвратно-револьверных средств примерно по сто автомобилей ежемесячно будут выдаваться по льготному кредитованию. С момента одобрения заявки до выдачи автомобиля проходит некоторое время - дело в том, что выбор автомобиля индивидуален, зависит от марки и комплектации. Поэтому возникает разница между количеством одобренных заявок и выданных автомобилей. Для льготного автокредитования машин пока не хватает, но в некоторых сегментах дефицит – не тотальный, он снижается, особенно это касается легковых автомобилей, выпускаемых в Казахстане. Кроме того, темпы работы программы в револьверном режиме замедляются.


За I полугодие 2022 года в стране выпущено 47 тысяч легковых автомобилей, на треть больше, чем в 2021 году, но вот поставки автомобилей из России снижаются.


Средняя сумма автокредита составляет 7-8 млн тенге. Города Алматы, Астана и Шымкент - лидеры по количеству выданных займов.


Портрет заёмщика прояснился: средний возраст - 38 лет, около 80% автозаемщиков состоят в браке, в основном заём берут бездетные.


Самые популярные автомобили по программе у заёмщиков: Chevrolet Cobalt, Chevrolet Nexia, KIA Soul, JAC J7, Hyundai Elantra.


Напомним, программа льготного автокредитования рассчитана на 30 лет. Автокредиты, после полного освоения лимитов, будет выдаваться на основе револьверного механизма кредитования за счет возвращаемых кредитных платежей первичными заемщиками, после чего банками-участниками будет продолжен сбор заявок по автокредитам.


Программу льготного автокредитования, возможно, продлят, заявил в конце августа 2022 года первый заместитель премьер-министра, Роман Скляр. Он тогда сообщал, что правительство Казахстана решает, где найти дополнительные источники финансирования. По словам первого вице-премьера, программа стала успешной – выдано свыше 12 тысяч кредитов. Но заявок гораздо больше, чем выделенных средств, поэтому правительство будет искать возможность увеличить эту сумму.


«Заявок в разы больше. Программа очень популярная. Поэтому сейчас 188 млрд тенге на револьверной основе вращается в этой сфере. Когда эта сумма возвращается, получают кредиты новые заёмщики», - говорил Скляр.


Напомним, по линии РОПа 100 млрд тенге передано на льготное кредитование автомобилей, 30 млрд – на сельхозтехнику.


Кстати, выбрать автокредит можно здесь.


Людмила Валентинова


Фото из открытых источников