В Казахстане введен запрет на вывоз угля
Согласно проекту приказа Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК (МИИР), предусматривается временный запрет на вывоз автомобильным транспортом каменного угля. Табу будет действовать шесть месяцев. Запрет вводится из-за приближающегося начала отопительного сезона и, как результат, возрастающего спроса на энергоресурсы.
МИИР сформировало план потребности угольной продукции для коммунально-бытовых нужд и населения на период 2022–2023 годы, согласно которому необходимый объем составляет 9.6 млн тонн, из них 2.6 млн тонн – на бытовые нужды, 7 млн тонн – для населения.
«Увеличение внутреннего спроса при наращивании экспорта в другие страны создает временный дефицит на рынке угля, что может спровоцировать рост спекуляций и ажиотажный спрос населения. В свою очередь, такая ситуация приведет к росту цен на энергоресурсы для населения. Временный запрет на вывоз угля автотранспортом является нетарифной мерой для стабилизации рынка», - сообщается в статье Jusan Analytics.
Экспорт
За первые шесть месяцев 2022 года резко вырос экспорт каменного угля в страны Европейского союза – практически в 2.5 раза. За данный период было отгружено: 3.7 млн тонн в Швейцарию (1.8 млн тонн в январе-июне 2021 году), 681 тыс. тонн в Польшу (24.6 тыс. тонн), 494 тыс. тонн в Кипр (10.4 тыс. тонн) и 214 тыс. тонн в Бельгию (0 тонн).
Повышенный спрос к казахстанскому углю появился сразу после наложения санкций Европейского союза на импорт энергоресурсов из Российской Федерации.
В структуре экспорта угля за 2021 год на страны Европы приходилось около 18% от общего экспорта, на страны ЕАЭС – 77%, из которых 66% – на Россию. За январь-май 2022 года, уже наблюдается переориентация казахстанского экспорта: 33% составил экспорт в страны Европы, 65% – страны ЕАЭС, в том числе РФ – 62%.
Будет ли временный запрет на вывоз достаточной мерой для предотвращения дефицита угля на внутреннем рынке остается под вопросом, так как автомобильные перевозки составляют малую часть экспорта и направлены на страны ближнего зарубежья. Более того, несмотря на транспортные издержки, благоприятная конъюнктура на внешних рынках может стимулировать угледобывающие компании приоритизировать экспорт над внутренним рынком.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter