Ускорение инфляции, спрос, импорт: о чем говорил Баймагамбетов на IX Конгрессе финансистов
Зампредседатель Национального Банка РК Акылжан Баймагамбетов в ходе своего выступления на IX Конгрессе финансистов Казахстана затронул темы ускорения инфляции, восстановления спроса в экономике, роста потребительского импорта и усиления координации макроэкономической политики, пишет ProDengi.kz.
Ускорение инфляции
По словам зампредседателя Нацбанка, за последние 6 месяцев инфляция в стране ускорилась с 7,0% до 8,9%. Самый большой рост цен наблюдался в летние месяцы, что, по его словам, абсолютно не характерно для этого периода.
«Но из-за общемирового тренда роста цен на продукты и наших внутренних дисбалансов продовольственная инфляция вновь вошла в двузначный диапазон и сегодня составляет 11,3% - немного нижепикового уровня 11,5% по итогам сентября. Мы внимательно следим за ситуацией на продовольственных рынках, поскольку они формируют почти половину вклада в рост цен», - отметил Акылжан Баймагамбетов.
Он напомнил и о двух других компонентах инфляции – непродовольственной и платных услугах. По его словам, в последние месяцы наблюдается их значительное ускорение.
«С одной стороны, здесь также имеются дисбалансы, как например, на рынке ГСМ, который привел к росту цен на дизель в октябре на 16,6%», - привел пример Акылжан Баймагамбетов.
Восстановление спроса в экономике
«С другой стороны, нельзя не замечать восстановление спроса в экономике. В прошлом году в результате высокой неопределенности и жестких карантинных мер спрос был подавлен. Но уже со второго квартала ситуация на рынке изменилась. Сейчас идет активный процесс восстановления казахстанской экономики, в результате чего повышается потребительская активность населения на фоне увеличения как номинальных, так и реальных денежных доходов домохозяйств, роста кредитования и продолжающегося фискального стимулирования», - отметил зампред Нацбанка.
Он подчеркнул, что возрастающий спрос затем перераспределяется в импорт, в основном, потребительских товаров.
По данным Нацбанка, за 9 месяцев 2021 года потребительский импорт вырос в сравнении с прошлым годом на 21,4%, или $1,5 млрд, составив $8,8 млрд (из них $6,3 млрд – непродовольственные товары). И это не вопрос низкой базы прошлого года – в 2020 году потребительский импорт тоже рос, но гораздо меньшими темпами.
«Наблюдая проинфляционные тенденции со стороны спроса, с июля мы приступили к проведению дезинфляционной денежно-кредитной политики, постепенно поднимая базовую ставку по25 б.п. на последних трех заседаниях. В результате базовая ставка повышена с 9% до 9,75%. Наши действия направлены на стабилизацию инфляции у верхней границы целевого коридора 4-6% в 2022 году и снижение инфляционных ожиданий населения (в октябре - 10,3%)», - рассказал Акылжан Баймагамбетов.
Как отметил спикер, для снижения инфляционного давления в среднесрочной перспективе Нацбанк реализует ряд инициатив совместно с Правительством и Агентством в рамках Соглашения о координации макроэкономической политики на 2021-2023 годы.
В этом году Нацбанк намерен завершить финансирование ряда антикризисных программ, остальные программы будут постепенно завершаться с 2023 по 2025 годы.
Бюджетное правило поможет сберечь Нацфонд
Важной инициативой по усилению координации макроэкономической политики, Нацбанк считает внедрение бюджетного правила, параметры которого сейчас активно обсуждаются с Правительством РК.
«Якорем правила мы видим цену отсечения нефти, которая будет устанавливаться консервативно и определять объем трансфертов в бюджет. При установлении цены отсечения мы предлагаем на определенном историческом промежутке произвести расчет персентилей либо стандартных отклонений по цене нефти, чтобы обеспечить отсечение не на среднем историческом уровне, а консервативнее. Это даст возможность больше сберегать поступления в Национальный фонд в хорошие годы, а в кризисные - тратить в объемах поступлений и даже больше», - сказал он.
Будет обозначен верхний предел темпов прироста расходов бюджета, ограниченный суммой долгосрочного экономического роста и целью по инфляции.
Например, иллюстративно при долгосрочном потенциале роста 3-4%(средняя за 10 лет – 3,5%) и среднесрочной цели по инфляции 4-5%, и далее 3-4%, в среднесрочной перспективе темп роста расходов не должен будет превышать 7-8% в год.
Конкретные параметры и детали формул в настоящее время обсуждаются с Правительством – Министерством национальной экономики.
По совам запредседателя Нацбанка, контрцикличное бюджетное правило кроме повышения согласованности денежно-кредитной и фискальной политик, позволит снизить волатильность макроэкономических условий, что будет способствовать росту ненефтяных секторов экономики и, соответственно, ненефтяных налоговых поступлений в бюджет.
«Поддержка экономики в кризисные периоды требует увеличения государственных расходов – дополнительных изъятий из Нацфонда и привлечения госдолга. Без наличия достаточного буфера такие действия могут привести к исчерпанию фискального пространства и потере устойчивости», - сказал Акылжан Баймагамбетов.
Он напомнил, что возможность постоянного привлечения трансфертов из Нацфонда наряду с процикличностью налогово-бюджетной политики позволяет сохранять повышенный уровень государственных расходов вне зависимости от экономического цикла, что может создавать дополнительное инфляционное давление.
Таким образом, реализация правила позволит снизить влияние параметров бюджета от сырьевого цикла, поможет стабилизироватьвлияние фискального импульса на инфляцию, а также повысит горизонт инвестиционного планирования в экономике.
«По нашим расчетам, если следовать данному правилу мы будем сберегать активы Национального Фонда и постепенно увеличим их объем», - отметил спикер.
Применение правила, по его словам, планируется уже в 2022 году при формировании республиканского бюджета на 2023-2025 годы.
Все эти подходы будут также отражены в Концепции управления государственными финансами до 2030 года. Целью данного документа станет консолидация государственных финансов и восстановление сбалансированности и устойчивости бюджета.
Реализация новой пятилетней дорожной карты
«Еще один важный пример координации денежно-кредитной, макроэкономической и налогово-бюджетной политик – намерение Правительства принять 5-летнюю дорожную карту по постепенному отходу от нерыночных инструментов господдержки, искажающих реальную стоимость кредитных средств. Председатель об этом говорил сегодня», - отметил Акылжан Баймагамбетов.
Так, по его словам, реализация этой карты с одной стороны поможет оптимизировать госрасходы в среднесрочной перспективе, с другой стороны – решить вопрос искажения стоимости денег в экономике и конкуренции какна финансовом рынке, так и в бизнес-среде, путем уменьшения или даже исключения в будущем льготного финансирования.
«Для снижения инфляционного давления очень важна координация макроэкономической политики, что мы и отразили в рамках Стратегии денежно-кредитной политики до 2030 года. Введенный нами относительно недавно инструментарий по подписанию трехсторонних соглашений с Правительством и Агентством как раз направлен на усиление координации и принятие взаимных обязательств друг перед другом», - резюмировал Акылжан Баймагамбетов.
Фото: пресс-службы IX Конгресса финансистов Казахстана
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter