Свыше шести трлн тенге потребуется на развитие Алматы – Досаев
Документ «Программа развития города Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года» презентовал аким города на сессии маслихата.
Предварительно, на реализацию программы потребуется 6,1 трлн тенге. Более 55% из них составят частные инвестиции. В ближайшие три года планируется привлечь1,3 трлн тенге и к 2030 году оставшиеся более 2 трлн тенге.
Программа развития основана на семи основных целях: комфортная городская среда, устойчивый экономический рост, управляемая урбанизация, социальная устойчивость и стабильность, зеленый город, смарт сити и безопасный город.
Полицентричный город
Для полицентричного развития до 2030 года понадобятся инвестиции в порядка 962,3 млрд тенге, из которых за счет инвестиций из бюджета 625,6 млрд тенге. «Специализация полицентра «Север» ниже проспекта Раймбек батыра будет включать в себя редевелопмент индустриальных территорий и территорий с ветхим и индивидуальным жильем советского периода. Вместо промышленных зон и старого жилого фонда появится квартальная застройка нового типа – с более плотной сеткой улиц, скверами, активными первыми этажами под малый бизнес. Здесь появится новая рекреационная зона вдоль БАКа, на территории бывшего Зеленстроя, рощи Баума», - сообщил Ерболат Досаев.
Полицентр «Восточные ворота» с учетом близости к меджународному аэропорту и трассы Западная Европа-Западный Китай будет специализироваться как логистический хаб с крупным мультимодальным транспортно-пересадочным узлом, включающим станцию ЛРТ, автовокзал «Восточный», линию БРТ, интегрированные с пригородным общественным транспортом. Здесь же планируется разместить выставочно-развлекательный центр, а также новую рекреационную зону с жилой и социальной инфраструктурой.
«В полицентре «Запад» предполагается расширение территории Индустриальной зоны, в поселке Боралдай будет размещен Вокзал-3, на базе которого можно развить транспортно-логистический хаб. Будет развиваться инфраструктура вокруг этнографического парка «Сакские курганы», создан линейный рекреационный парк площадью 90 гектар, а также новые благоустроенные жилые кварталы, с необходимой инфраструктурой», - объяснил аким.
Схожая перспектива предусмотрена и для «Юго-Запада» – переформатирование уже имеющихся объектов. Оптово-розничный рынок Алтын Орда планируется преобразовать в оптово-распределительный центр, вместо рынка Барлык планируется создание крупного мультимодального транспортно-пересадочного узла, включающего автовокзал Западный, станции ЛРТ и метрополитена.
В границах исторического центра будет продолжена работа по благоустройству и принята программа по восстановлению (реставрации) ремонту зданий, относящихся к историко-культурному наследию (в том числе находящихся в частной собственности), будут обновлены инженерные сети. «В соответствии с экономической специализацией будет развиваться сфера туризма и сервисных услуг. Продолжится прокладка велополос и велодорожек, будут увеличены платные парковочные места. Примыкающие к историческому центру промышленные предприятия и спецучреждения (АЗТМ, Завод им.Кирова, СИЗО) будут передислоцированы, вместо них и ветхого жилья появится квартальная застройка современного типа, а также новый деловой кластер», - пояснил градоначальник.
Застройка
Будут устроены променады вдоль улиц Саина, Момышулы, Алтынсарина и других микрорайонных улиц.
«В результате принятия и реализации нового Генерального плана Алматы и мастер-планов полицентров будут вводиться в эксплуатацию 1,5 млн кв. м жилья с ежегодным приростом на 10%, в том числе за счет реконструкции территориии с ветхим жильем. Вместе с тем, для снижения износа ежегодно необходимо производить реконструкцию около 104 км сетей водоснабжения (диаметром от 100 до 1500 мм) на 13,2 млрд тенге, 57 км сетей водоотведения (диаметром от 100 до 1500 мм) на сумму 15,5 млрд тенге, 30 км тепловых сетей на сумму 15 млрд тенге, 120 км сетей электроснабжения на сумму 8,7 млрд тенге, 40 км газовых сетей на сумму 4 млрд тенге», - сообщил аким.
К концу 2030 года доля изношенных сетей водоснабжения снизится с 55,8% до 39,6%, сетей водоотведения снизится с 57,5% до 39,5%, теплоснабжения с 60% до 44%. Это позволит снизить потери в сетях водоснабжения с 30% до 20%, теплоснабжения с 17% до 14%, электроснабжения с 13% до 12%.
Транспорт
До 2025 года линия БРТ будет продлена до полицентра Восточные Ворота, запущена новая линия по проспекту Райымбека. К 2027 году будет запущена первая линия скоростного ЛРТ по Толе би. При этом до 2030 года для строительства дорог, пробивки радиальных улиц, транспортных развязок, метро, БРТ и ЛРТ понадобится порядка 560 млрд тенге.
Для дальнейшего развития экологически чистого электротранспорта в предстоящие два года будет обновлен троллейбусный парк на 200 новых троллейбусов и завершена модернизация контактной сети и подстанций для их обслуживания. Вместе с тем, согласно прогнозам, до 2025 года в рамках обновления автобусного парка города потребность частных инвестиций составит порядка 32 млрд тенге, госинвестиций – 32 млрд тенге.
Для закупки троллейбусов с автономных ходом нужно 26 млрд тенге, для модернизации контактной сети и тяговых подстанций – 15 млрд тенге. Для строительства двух парков газовых автобусов – 20 млрд тенге, строительства трех электро- и газовых автобусов с подвижными единицами – 100 млрд тенге.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter