prodengi.kz

Личные финансы

Сколько стоит ГПО ВТС в разных странах мира

207

С апреля 2025 года в Казахстане действует обновлённая система обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСГПО). Основные изменения затронули порядок расчёта страховой премии по системе «бонус-малус», которая теперь включает 18 классов — от М2 (самый низкий с коэффициентом 3,5) до 13 класса (самый высокий с коэффициентом 0,5). Новичкам присваивается класс A с коэффициентом 1,8. Для некоторых водителей стоимость полисов выросла. Здесь расскажем сколько стоит стандартный страховой полис ОСГПО ВТС в разных странах мира. 

 

Первое обязательное страхование автогражданской ответственности было введено в Великобритании в 1930 году в рамках закона Road Traffic Act, чтобы обеспечить защиту пострадавших в ДТП. Германия внедрила обязательное автострахование в 1939 году, сделав невозможной регистрацию автомобиля без страхового полиса. В Советском Союзе таких полисов не было. 

 

Сравнение систем автострахования в странах

 

 

Страна

Система "бонус-малус"

Учет тяжести ущерба

Учет штрафов ПДД

Цифровизация процесса

Средняя стоимость полиса (2025)

Казахстан

Да (18 классов)

Да

Да

Полная

от 20 000 до 112 000 тенге

Россия

Да (15 классов)

Частично

Нет

Полная

7 616 рублей/48 599 тенге

Кыргызстан

Да (15 классов)

Нет

Нет

Частичная

1 384 - 2 742 сомов/8 107 - 16 063 тенге

Узбекистан

Да (15 классов)

Планируется внедрение

Планируется внедрение

Полная

245 280 сумов/9 702 тенге

Беларусь

Да (15 классов)

Нет

Нет

Частичная

4000 бел. руб. в год/625 659 тенге

Китай

 Система NCD с 7 уровнями скидок, которая функционирует аналогично «бонус-малус»

Да

Частично

Частичная

от 475 до 950 юаней/33 778 - 67556 тенге

Германия

Да (SF-классы по индивидуальной системе)

Да

Частично

Полная

от 250 до 565 евро/145 172 - 328 089 тенге

США

Нет (используются индивидуальные коэффициенты)

Да

Частично

Полная

от 1 682 до 2 502 долларов США в год/861704 -1 281 797 тенге

 

Данные: из открытых источников

 

 

Россия: С 2024 года в России обновлены тарифы по ОСАГО. Используется система бонус-малус с 15 классами, которая снижает стоимость полиса за безаварийную езду. С 2025 года работает полный цикл цифрового оформления и урегулирования убытков — от онлайн-оформления полиса до подачи заявлений на выплату через личный кабинет. Однако такие факторы, как штрафы и тяжесть ущерба, в расчётах пока не учитываются.

 

Кыргызстан: С 1 января 2025 года вступили в силу обновлённые правила ОСАГО. Полисы можно оформить в электронном или бумажном виде. Стоимость зависит от типа транспорта, объёма двигателя, возраста и стажа водителя. Цифровизация ограничена — централизованная база пока в стадии формирования.

 

Узбекистан: С 1 сентября 2024 года обязательное автострахование полностью переведено в цифровой формат: полисы оформляются через Единую информационную систему. Планируется внедрение системы расчёта премии с учётом истории водителя, тяжести ДТП и нарушений ПДД. Увеличен лимит страховой выплаты до 40 млн сумов. Модель развивается в направлении, схожем с казахстанской.

 

Беларусь: В стране действует система "бонус-малус" с 15 классами. Цифровизация частичная: возможно онлайн оформление, но бумажные форматы также широко используются. Расчёт стоимости основан на базовой ставке, корректируемой по типу транспорта и региону. Личное страховое поведение в расчёте почти не отражается.

 

Китай: Цифровые решения активно развиваются, особенно в мегаполисах, но бумажные полисы всё ещё распространены. Страховые премии рассчитываются с учётом возраста, стажа, технических характеристик автомобиля и истории ДТП. Скидки на страховку могут достигать 50%, но централизованная система расчёта, как в Казахстане, отсутствует.

 

Германия: Одна из самых проработанных моделей: используется система SF-классов — бонусов за каждый безаварийный год. Цифровизация охватывает весь процесс страхования, включая расчёт, заключение договора и урегулирование убытков, включая использование телематики и IoT для персонализированного ценообразования. Подход близок к казахстанскому, с большим вовлечением технологий и аналитики.

 

США: В США отсутствует единая система "бонус-малус". Вместо этого страховщики используют индивидуальные коэффициенты, учитывая множество факторов: возраст, стаж, кредитный рейтинг, историю нарушений ПДД, тип и возраст автомобиля, а также регион проживания. Цифровизация процесса достигла высокого уровня: оформление полисов, подача заявлений и урегулирование убытков доступны онлайн. 

 

Фото из открытых источников 

0
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter