Сколько стоит ГПО ВТС в разных странах мира
С апреля 2025 года в Казахстане действует обновлённая система обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСГПО). Основные изменения затронули порядок расчёта страховой премии по системе «бонус-малус», которая теперь включает 18 классов — от М2 (самый низкий с коэффициентом 3,5) до 13 класса (самый высокий с коэффициентом 0,5). Новичкам присваивается класс A с коэффициентом 1,8. Для некоторых водителей стоимость полисов выросла. Здесь расскажем сколько стоит стандартный страховой полис ОСГПО ВТС в разных странах мира.
Первое обязательное страхование автогражданской ответственности было введено в Великобритании в 1930 году в рамках закона Road Traffic Act, чтобы обеспечить защиту пострадавших в ДТП. Германия внедрила обязательное автострахование в 1939 году, сделав невозможной регистрацию автомобиля без страхового полиса. В Советском Союзе таких полисов не было.
Сравнение систем автострахования в странах
Страна | Система "бонус-малус" | Учет тяжести ущерба | Учет штрафов ПДД | Цифровизация процесса | Средняя стоимость полиса (2025) |
Казахстан | Да (18 классов) | Да | Да | Полная | от 20 000 до 112 000 тенге |
Россия | Да (15 классов) | Частично | Нет | Полная | 7 616 рублей/48 599 тенге |
Кыргызстан | Да (15 классов) | Нет | Нет | Частичная | 1 384 - 2 742 сомов/8 107 - 16 063 тенге |
Узбекистан | Да (15 классов) | Планируется внедрение | Планируется внедрение | Полная | 245 280 сумов/9 702 тенге |
Беларусь | Да (15 классов) | Нет | Нет | Частичная | 4000 бел. руб. в год/625 659 тенге |
Китай | Система NCD с 7 уровнями скидок, которая функционирует аналогично «бонус-малус» | Да | Частично | Частичная | от 475 до 950 юаней/33 778 - 67556 тенге |
Германия | Да (SF-классы по индивидуальной системе) | Да | Частично | Полная | от 250 до 565 евро/145 172 - 328 089 тенге |
США | Нет (используются индивидуальные коэффициенты) | Да | Частично | Полная | от 1 682 до 2 502 долларов США в год/861704 -1 281 797 тенге |
Данные: из открытых источников
Россия: С 2024 года в России обновлены тарифы по ОСАГО. Используется система бонус-малус с 15 классами, которая снижает стоимость полиса за безаварийную езду. С 2025 года работает полный цикл цифрового оформления и урегулирования убытков — от онлайн-оформления полиса до подачи заявлений на выплату через личный кабинет. Однако такие факторы, как штрафы и тяжесть ущерба, в расчётах пока не учитываются.
Кыргызстан: С 1 января 2025 года вступили в силу обновлённые правила ОСАГО. Полисы можно оформить в электронном или бумажном виде. Стоимость зависит от типа транспорта, объёма двигателя, возраста и стажа водителя. Цифровизация ограничена — централизованная база пока в стадии формирования.
Узбекистан: С 1 сентября 2024 года обязательное автострахование полностью переведено в цифровой формат: полисы оформляются через Единую информационную систему. Планируется внедрение системы расчёта премии с учётом истории водителя, тяжести ДТП и нарушений ПДД. Увеличен лимит страховой выплаты до 40 млн сумов. Модель развивается в направлении, схожем с казахстанской.
Беларусь: В стране действует система "бонус-малус" с 15 классами. Цифровизация частичная: возможно онлайн оформление, но бумажные форматы также широко используются. Расчёт стоимости основан на базовой ставке, корректируемой по типу транспорта и региону. Личное страховое поведение в расчёте почти не отражается.
Китай: Цифровые решения активно развиваются, особенно в мегаполисах, но бумажные полисы всё ещё распространены. Страховые премии рассчитываются с учётом возраста, стажа, технических характеристик автомобиля и истории ДТП. Скидки на страховку могут достигать 50%, но централизованная система расчёта, как в Казахстане, отсутствует.
Германия: Одна из самых проработанных моделей: используется система SF-классов — бонусов за каждый безаварийный год. Цифровизация охватывает весь процесс страхования, включая расчёт, заключение договора и урегулирование убытков, включая использование телематики и IoT для персонализированного ценообразования. Подход близок к казахстанскому, с большим вовлечением технологий и аналитики.
США: В США отсутствует единая система "бонус-малус". Вместо этого страховщики используют индивидуальные коэффициенты, учитывая множество факторов: возраст, стаж, кредитный рейтинг, историю нарушений ПДД, тип и возраст автомобиля, а также регион проживания. Цифровизация процесса достигла высокого уровня: оформление полисов, подача заявлений и урегулирование убытков доступны онлайн.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter