При работе в команде конфликты неизбежны. Люди имеют разные точки зрения, мнения о ситуации и характеры. Если вы лидер, то тот способ, который будете использовать для разрешения спорных ситуаций, определит вашу и командную успешность. Худшие стратегии в этом случае — избегание, жалобы, обвинения и критика. В статье интернет-издания 4brain описаны способы, которые помогут не только эффективно разрешать конфликты разных типов, но и влиять на ситуацию так, что не допускать их развития в будущем.


Подготовьтесь к разрешению

 

Признайте конфликт. Прежде всего конфликт нужно распознать, а затем признать. Иногда менеджер не обращает или не хочет обращать внимание на ситуацию на протяжении нескольких недель или месяцев. Тенденция игнорировать первые признаки конфликта может привести к очень серьезным последствиям.


Обсудите последствия конфликта. Скорее всего, пострадала динамика работы и эффективность команды. Выясните, до какой степени.


Договоритесь о совместном процессе. Каждый участник конфликта должен согласиться сотрудничать в его разрешении. Это значит поставить цели команды выше собственных.


Договоритесь о диалоге. Согласие о сотрудничестве отнюдь не означает, что обе стороны будут говорить друг с другом. Добейтесь этого, потому что иначе конфликт будет решен только на поверхностном уровне.


Осознайте ситуацию


Теперь, когда обе стороны согласились вести переговоры, пришло время понять ситуацию и выслушать точки зрения. Убедитесь, что люди выслушаны.


Сделайте следующее:


Проясните обе позиции. Несмотря на то, что в конфликт обычно вступают два человека, остальные принимают одну из сторон. Не имеет значения, чья группа больше, выслушайте обе. Исключите эмоции.


Перечислите факты, предположения и убеждения, лежащие в основе позиции каждой стороны. Во что верит человек или группа? Каковы его/их ценности? Какую информацию они используют для своих убеждений? Какие критерии послужили причиной таких предположений?


Проведите анализ в маленьких группах. Разделите команду на две группы, поместив в каждую из них людей из противоборствующих лагерей. Проанализируйте факты и отделите зерна от плевел. Каковы предположения правдивы? Есть ли объективная информация? Не выносите суждений, не критикуйте, только слушайте.


Созовите команду. Пришло время достигнуть соглашения.


Достигните соглашения


Теперь, когда обе стороны познакомились с точкой зрения друг друга, вам будет значительно проще прийти к соглашению, потому что во время конфликта люди редко слушают друг друга внимательно.


Определите, что и как именно должно быть сделано, составьте план и временные рамки. Изучайте искусство вести переговоры.


Предотвращение конфликта

 

Как известно, болезнь легче предотвратить, чем лечить. Убедите в этом членов вашей команды.


Вот несколько советов о том, как предотвратить конфликт:


Справиться с конфликтом сразу же — значит избежать искушения проигнорировать его и загнать глубже.

Быть откровенным: если проблема существует, ее нужно обнажить.


Практиковать чистую коммуникацию — выражать мысли и идеи четко и ясно.


Практиковать активное слушание — перефразирование, прояснение и умение задавать вопросы.


Практиковать умение создавать правильные предположения — спрашивать себя «почему?» на регулярной основе.


Не позволять конфликту стать персональным — объясните, что в нем не должно быть действующих лиц.


Придерживаться фактов.


Фокусироваться на действенных решениях — не тратить время и энергию на то, что не может быть изменено.


Поощрять высказывание разных точек зрения — настаивать на откровенном диалоге и выражении чувств.


Не обвинять — поощрять сотрудничество, обратную связь и косвенную критику.


Демонстрировать уважение — если ситуация обостряется, возьмите паузу и дождитесь того, чтобы эмоции утихли.


Не выносите сор из избы — о возможных разногласиях не должен знать никто за пределами команды. И уж точно запрещено делиться этой информацией в социальных сетях.


Фото из открытых источников