Предприниматели обратились к президенту
Предприниматели Казахстана выступили против расширения маркировки на другие товарные группы. Они обратились за поддержкой к президенту Касым-Жомарту Токаеву, передает LS. В ходе пресс-конференции исполнительный директор Ассоциации прямых продаж Анастасия Калашникова отметила, что эта мера действует для обуви, табачных изделий и шуб. При этом последняя категория товаров еще не применяет маркировку.
С января 2025 года, по ее словам, механизм планируется расширить и запустить пилотные проекты для девяти групп: молочная продукция, сахаросодержащие напитки, соки, растительное масло, алкоголь, пиво и др. В качестве причин называется высокая ненаблюдаемая доля в экономике от 10 до 86%.
Представители бизнеса не согласились с критерием, отметив, что в стране уже есть все инструменты для снижения теневой составляющей от таможни до контрольно-кассовых аппаратов.
«Если сейчас внедрить качественную аналитику в уже имеющиеся бесплатные электронные инструменты, то можно обеспечивать полную прослеживаемость товара до точки реализации, хотим ли мы за большие деньги получать дополнительную информацию о том, какой именно товар отправился данному потребителю остается вопросом», – пояснила Калашникова.
Она добавила, что к вопросу маркировки необходимо вернуться после внедрения нового Налогового кодекса. Иначе данная мера может стать дополнительной нагрузкой для бизнеса и стать неподъемным бременем для представителей малого предпринимательства.
Глава Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков Алия Мамытбаева отметила, что единовременные затраты на оборудование составляют от 20 до 60 млн тенге. «Если на производственных мерах от двух до 13 линий, можно представить какие огромные затраты, которые могут привести к закрытию предприятий. Особенно это коснется малого и среднего бизнеса. Производительность линий в процессе маркировки упадет в среднем от 30% до 50%. Например, в России, из-за невозможности осуществления механизма и трудностей технических, которые испытывают на каждом шагу производители, было закрыто более 60% предприятий микробизнеса», – пояснила она.
Мамытбаева добавила, что предварительно стоимость марки будет от 3 до 5 тенге, но в процессе дистрибуции данный показатель доходит до 12 тенге.
Она напомнила, что их отрасль уже проходила пилотный проект, по итогам которого было заявлено о нецелесообразности введения данной меры.
«Введение обязательной маркировки в отношении сахаросодержащих напитков и бутилированной воды не оправданы ни с экономической, ни с операционной точки зрения. Тем более предлагаемый формат в текущий момент не работает на уровне розницы, что делает меру абсолютно бессмысленной и бремя ложится только на добросовестный бизнес. Поэтому необходимо разобраться сначала с новым Налоговым кодексом, должны быть решены все технические проблемы. Кроме того, учитывая дороговизну оборудования для маркировки, рассмотреть вопрос доработки существующих систем прослеживаемости, имея в виду ЭСФ, виртуальный склад и другие разработки», – заключила она.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter