Почему цены растут быстро, а падают медленно
На рост и падение цен влияют сразу множество факторов, что делает эти процессы довольно сложными. Например, всем известно, что в период инфляции цены стремительно растут, а регуляторы стараются их сдержать. При этом, когда факторы, влияющие на их рост, ослабевают и нивелируются, цены падают медленно, пишет «БКС Мир инвестиций».
Психология потребителей. Люди в основном руководствуются эмоциями в периоды начала роста цен: опасаясь еще большего удорожания, они начинают скупать товар как бы впрок. Своими действиями они создают дополнительный спрос, а тот, в свою очередь, влияет на дальнейший подъем цен.
Это работает и в обратную стороны: когда цены начинают снижаться, потребители, наоборот, не торопятся приобретать товар в надежде, что те упадут еще сильнее. В итоге падает и спрос.
Издержки производства. В рамках развития бизнеса затраты компаний на сырье и сотрудников растут, поэтому производители повышают цены для сохранения прибыли. Когда издержки снижаются, создатели товара не спешат опускать цены — опять же для сохранения повышенной прибыли и создания резервов на случай повышения цен в будущем.
Инфляция. Стоимость денег снижается, а потому цены на товары и услуги растут стремительно. Ожидания инфляции обычно удерживают цены на высоком уровне продолжительное время, а потому снижаются они крайне медленно.
Регулирование и налоги. Государственные меры, такие как налоги и субсидии, могут влиять на скорость изменения цен. Допустим, если правительство вводит налог на определенный тип товаров, их производители повышают цены на них, чтобы покрыть издержки. Снижение налогов, напротив, может не так быстро повлечь падение цен.
Когда снижаются цены
Снижение спроса. В случае сильного спада интереса потребителей к услуге или товару, цены на них вынуждены снижать. Часто такое происходит на фоне появления на рынке новинки, которая по своим свойствам качественнее и лучше удовлетворяет потребность покупателя. Яркий пример снижения спроса — большие скидки на одежду из устаревшей нераспроданной коллекции.
Избыток предложения. Если производители выпускают чрезмерное количество товара, который заполоняет рынок, компании вынуждены снижать цены, чтобы распродать огромные запасы.
Снижение издержек производства. Иногда компании решают сэкономить и, например, продолжают создавать продукцию из более дешевых материалов или используя более эффективные технологии. В таком случае они могут понизить цены на товары, при этом сохраняя прибыль.
Спад экономики. В условиях рецессии или замедления экономики люди предпочитают не тратиться сверх меры и сокращают расходы. Тогда производители также могут снизить цены, чтобы привлекать клиентов.
Сезон. Товары многих категорий зависят от сезонности. Например, спрос на зимнюю спортивную одежду летом находится на низком уровне, а потому цены на него снижают. Также цены падают после праздников, когда все уже купили и подарили близким подарки, и к концу сезона распродаж.
Конкуренция. Как правило, компании из одной отрасли в условиях высокой конкуренции вынуждены быстро снижать цены, чтобы выгоднее выглядеть в глазах клиентов. Наиболее агрессивная борьба за потребителя обычно наблюдается в тех секторах, где особенно много игроков.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter