Новые правила торговли в РК: две цены и QR-коды
С 11 октября 2025 года в Казахстане начинают действовать обновленные Правила внутренней торговли, утвержденные приказом министра торговли и интеграции. Изменения затронут как розничные магазины, так и интернет-торговлю, вводя новые требования к ценообразованию, размещению товаров и взаимодействию с покупателями.
Правила обязывают продавцов указывать две цены на товар, если он продается в рассрочку: отдельно стоимость при единовременной оплате и отдельно — при покупке в рассрочку за счет средств самого продавца. Это позволит потребителю видеть реальную разницу в цене и делать осознанный выбор.
Кроме того, перед заключением договора купли-продажи продавец, включая интернет-магазины, должен предоставить покупателю полную информацию о товаре, стоимости доставки, гарантийном сроке и процедуре оплаты.
Правила ужесточают требования к размещению товаров в магазинах категорий 1–4. Теперь не менее 30% полочного пространства для продовольственных и столько же для непродовольственных товаров должны занимать изделия казахстанского производства. Если отечественных товаров не хватает, оставшееся место можно заполнить импортными.
Борьба с ростом цен на соцзначимые продукты
Для сдерживания цен введены строгие ограничения на формирование торговой надбавки для социально значимых продовольственных товаров. В нее теперь запрещено включать:
Расходы на выплату вознаграждений самому субъекту торговли.
Расходы на логистику, хранение и импорт.
Скрытые комиссии и сборы.
Расходы на кредиты, займы и страхование.
Реализация таких товаров должна сопровождаться полным пакетом документов, подтверждающих закупочную цену и все расходы, включенные в наценку.
Новые обязанности для администраций торговых объектов
Крупные торговые объекты должны будут организовать размещение QR-кода на каждом арендованном торговом месте. Это позволит арендаторам напрямую направлять предложения, жалобы и обращения к руководству торгового объекта.
Также администрации обязаны утверждать стоимость аренды торгового места не чаще одного раза в год и уведомлять арендаторов о любых изменениях за 6 месяцев.
Обновленные правила направлены на повышение прозрачности торговли, поддержку местных производителей и защиту прав потребителей.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter