menu

Статьи

Названы главные риски 2023 года

1400

Текущие тенденции по всем наиболее важных направлениям: экономика, финансы, политика, геополитика, говорят о том, что 2023 год может стать рекордным по количеству вызовов и важнейших событий, способных оказать сильнейшее негативное воздействие как на всю мировую экономику, так и на жизнь рядового казахстанца. Аналитик компании Esperio Нурбек Искаков назвал главные риски 2023 года.  

 

Мир вплотную подошел к новому циклическому спаду мировой экономики, но как это всегда в такой ситуации и бывает, никто не может сказать какое именно событие послужит его триггером. Последний раз подобный кризисный кейс происходил в 2008-2009 годах, мировой ВВП в 2009 году сократился на 2,2%, это бы крупнейший спад 1960-х годов. А триггером послужило схлопывание «ипотечного пузыря» в США.

 

В 2023 году циклический кризис может оказаться даже сильнее. Прежде всего из-за того, что инфляция в мире остается на очень высоком уровне, ограничивая возможности центральных банков и правительства стран в использовании масштабных антикризисных программ, как это было в 2008-2009 годах.

 

То есть, ЦБ и правительствам на этот раз придется позволить своим экономикам упасть сильней, чем в прошлый раз, пока угроза инфляции не будет нейтрализована. После чего государства смогут пустить в ход стимулирующие меры поддержки.

 

Параметры прошлого циклического кризиса включали в себя падение основных фондовых индексов на 50-70%, падение цен на нефть и других сырьевых товаров на 60-80% и краткосрочное, но достаточно сильное укрепление доллара США, для тенге это рост выше отметок в 510,0-520,0 за единицу американской валюты.

 

Однако, какими в итоге окажутся параметры кризиса 2023 года, пока сказать невозможно, это будет зависеть не только от действий центральных банков и правительств стран, но и от характера триггеров, которые и спровоцируют циклический спад в экономике. 

 

Долговой кризис в ЕС

 

Одним из возможных триггеров спада может стать повторение долгового кризиса в странах Южной Европы. Высокий государственный долг Италии (около 150% от ВВП), крупный дефицит бюджета страны (7,5% от ВВП) и дефицит торгового баланса, в условиях быстрого повышения процентных поставок Европейским центральным банком (ЕЦБ) и сжатия денежной массы, гарантирует проблемы с обслуживанием госдолга в 2023-2024 годах.

 

Прошлый долговой кризис в Южной Европе наблюдался в 2009-2012 годах, тогда ситуацию выправили 600 млрд евро помощи от ЕЦБ. Однако на этот раз из-за очень высокой инфляции в еврозоне европейский финансовый регулятор может оказаться не в состоянии помочь. Поэтому долговые проблемы могут распространиться на всю Европу, а потом превратиться и в мировой долговой кризис.

 

Конфликт на Тайване

 

Экономические последствия военных действий на Тайване просчитать невозможно. Если в отношении КНР будут применены жесткие санкции, то будут заблокированы морские транспортные пути в Южно-Китайском море, через которые проходит до 25% мировой торговли, а также гигантские производственные мощности. Пока что можно сказать, что подобное событие спровоцирует чудовищные экономические проблемы для всего мира, реальный ущерб от которых будет зависеть от продолжительности военных действий.

 

Ошибка ФРС 

 

Еще одним триггером циклического спада мировой экономики может стать ошибка ФРС. Суть ее может заключаться в том, что американский финансовый регулятор может начать стимулировать экономический рост до того, как угроза высокой инфляции будет нейтрализована.

 

В этом случае с высокой вероятностью произойдет «инфляционный афтершок», который спровоцирует панику среди инвесторов. Потому что это будет означать не только отсутствие контроля ФРС над инфляцией, но и необходимость экстремального повышения учетной ставки в США, чтобы остановить углубление панических настроений.

 

Конфликт с Ираном

 

Самым недооцениваемым триггером кризиса в 2023 году является военный конфликт на Ближнем Востоке. Переговоры США с Ираном провалились, это значит что Иран наращивает производство высокообогащенного урана приближаясь к созданию атомного оружия.

 

Мы уже видели попытки организовать в Иране цветную революцию. А совсем недавно по иранским военным объектам был нанесен удар беспилотниками. Одним из возможных ответов Ирана может стать блокировка выхода из Персидского залива, откуда страны Ближнего Востока отгружает около 20-30% своих поставок нефти. 

 

Даже краткосрочная блокировка такого объема поставок нефти, способна привести к гигантскому всплеску цен на нефть, который приведет к скачку инфляции в мире и необходимости дополнительного повышения процентных ставок, что спровоцирует обвал фондовых рынков и циклический кризис.

 

То есть мы можем констатировать, что мировая экономика находится на этапе, где уже не удастся избежать циклического спада, но все еще есть возможность выбора глубины падения в зависимости от основного триггерного фактора. Для экономики Казахстана, наиболее легким будет являться последний сценарий, потому что рост цен на нефть поддержит адаптивность экономики РК и позволит легче пройти кризис. Однако в любом случае, казахстанцам стоит приготовиться к сложному 2023 году, который скорее всего принесет более высокую инфляцию, чем ожидает Правительство Казахстана, падение реальных доходов граждан и возможно некоторый рост безработицы.

 

Нурбек Искаков, аналитик компании Esperio

 

Фото из открытых источников

 

0
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Акционные предложения

Узнайте, какой банк готов одобрить вам кредит

Оставить заявку!Белая стрелка

Другие новости