Нацбанк предупреждает о голландской болезни
Активы Национального фонда растут только за счет инвестиционного дохода, тогда как для Казахстана увеличивается риск «голландской болезни» из-за роста трансфертов для покрытия дефицита бюджета. Такие беспокойства выражает Национальный банк, но у правительства ситуация тревоги не вызывает.
«Мы видим, что ненефтяной дефицит остается высоким, и для покрытия общего дефицита бюджет значительно опирается на трансферты из Национального фонда. В результате баланс поступлений и изъятий средств Национального фонда остается отрицательным – изъятия превышают поступления», - заявил председатель Нацбанка Тимур Сулейменов, выступая на пленарном заседании мажилиса в среду.
Он подчеркнул, что сейчас единственным фактором, способствующим увеличению средств Нацфонда, является инвестиционный доход. За 9 месяцев текущего года он составил 10,27%, или 6,16 млрд долларов. Только за счет этого активы Национального фонда с начала года выросли на 4,5% и достигли 62,7 млрд долларов. При этом в 2024 году объем прямых трансфертов из Нацфонда составил 5,6 трлн тенге. Схожий уровень (5,3 трлн тенге) заложен в бюджете на 2025 год.
«Для понимания масштабов вливаний прямых трансфертов и других изъятий из Нацфонда – их объем по отношению ко всей денежной массе составляет почти 16%. Помимо очевидных негативных социальных эффектов, это все давит на денежный и валютный рынки, искажает валютный курс, мешает отечественному бизнесу, повышая вероятность «голландской болезни» экономики. Это проинфляционный фактор, который не дает нам возможности быстрее смягчать монетарную политику, делать базовую ставку ниже, а значит, и ставку по кредитам банков, в том числе для бизнеса», - отметил Сулейменов.
В свою очередь, заместитель премьер-министра – министр национальной экономики Нурлан Байбазаров считает, что цель довести объемы Нацфонда до 100 млрд долларов к 2030 году достижима, и у правительства на это есть 5 лет. Однако рассчитывает правительство на нефтяной сектор и стабилизацию ситуации.
Так, Байбазаров назвал первым фактором достижения 100 млрд долларов в Нацфонде рост добычи нефти. К 2030 году он должен составить порядка 105 млн тонн.
«При этом, средняя цена, мы ожидаем, 75 долларов за баррель. Конечно, объем изъятий тоже влияет. Чтобы достичь показателя, мы должны, начиная с 2026 года снижать изъятие до 5 млрд долларов», - считает министр.
Правительство же будет работать над замещением трансфертов из Нацфонда доходами бюджета. Механизмы такого замещения министр не озвучил.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter