Каковы риски роста государственного долга РК
Рейтинговое агентство АКРА подготовило экономический прогноз. Как повлияют на госдолг Казахстана утвержденные до 2025 года параметры госбюджета, включая расходы и сокращенный трансферт из Национального фонда расскажем здесь.
Правительство Казахстана в рамках бюджетного правила определяет цену отсечения — цену на нефть, ограничивающую размер поступлений в НФРК, которые могут быть использованы как гарантированный трансферт в бюджет (зависит от прогнозного объема добычи нефти и рыночной цены на нефть); избыточные поступления средств аккумулируются в НФРК.
Трансфертная часть доходов бюджета ощутимо снизится после рекордных показателей 2020–2022 годов (4,5–4,8 трлн тенге), при этом бюджетные расходы в номинальном выражении увеличатся на 15% в 2023 году и на 4% в 2024-м. К 2025 году расходы бюджета вырастут еще на 5% и составят 27,7 трлн тенге.
По оценкам АКРА, к концу 2022 года ожидаемый рост нетрансфертных поступлений в номинальном выражении должен составить около 33% — крупнейший показатель за десятилетие. Во многом это связано с повышенной инфляцией, отчасти — с реализацией отложенного эффекта динамики экономической активности в 2020–2021 годах.
«Дальнейшая траектория изменения объема нетрансфертных поступлений будет зависеть от темпов роста экономики, инфляционных волн, отложенного эффекта от решений в области налоговой политики (налоговых каникул, структуры налогового режима) и качества организации процесса налогообложения», - говорится в отчете агентства.
АКРА рассматривает три сценария возможной динамики нетрансфертных доходов госбюджета в 2023–2025 годах:
– оптимистический, предполагающий увеличение нетрансфертных доходов на 20% в год в продолжение текущего тренда повышенных темпов роста;
– базовый с ежегодным повышением доходов в среднем на 13% с учетом средних темпов роста за последнее десятилетие;
– консервативный, при котором темпы роста составят в среднем 6% ежегодно, исходя из самого низкого показателя за последние десять лет (без учета 2015 года, когда наблюдалось сокращение доходов, и пандемийного 2020 года с ростом показателя на 1%).
«В зависимости от сценария результаты исполнения бюджета в 2023–2025 годах варьируются от внушительного дефицита до профицита. Базовый сценарий с ростом нетрансфертных доходов на 13% в год выводит бюджет на близкий к сбалансированному уровень в 2024–2025 годах», - отмечают в АКРА.
В рамках трех сценариев можно проследить разные траектории формирования потребности Казахстана в финансировании бюджета и потенциального роста госдолга в номинальном выражении. На конец 2025 года разбежка по величине государственного долга страны составляет от 12 трлн тенге до сокращения даже в номинальном выражении.
«В первых двух сценариях отношение госдолга к ВВП сохраняется на умеренном уровне (20–25% ВВП) и приближено к текущим 24%. Оптимистический сценарий предполагает значительное сокращение госдолга к ВВП к 2025 году. Стоит учесть, что бюджетная политика Казахстана, скорее всего, не будет ориентирована на снижение номинального госдолга, поскольку такого рода решение не рассматривается как таргет экономической политики при умеренном уровне госдолга. Более вероятен перерасчет иных параметров: расходов, трансферта из НФРК или обоих показателей с учетом бюджетного правила, начинающего действовать с 2023 года. С учетом всех факторов можно сделать вывод, что на период до 2025 года даже в худшем из рассматриваемых сценариев госдолг Казахстана относительно ВВП не подвержен риску существенного увеличения. Скорее всего, он зафиксируется на уровне, несколько выше или ниже текущего», - заключили в АКРА.
Ранее сообщалось, что вероятность возникновения серьезных валютных шоков в прогнозный период по-прежнему существует, учитывая риски переоценки курса тенге как к рублю, так и относительно доллара и евро.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter