Как руководителю бороться с тревогой и стрессом команды

1278

Стресс на работе — очень распространенное явление. Он приводит к быстрому снижению производительности или ухудшению физического состояния. «Тинькофф журнал» подготовил несколько советов для руководителей.

 

Не скрывать проблемы и чаще общаться с сотрудниками

В любой кризис, не обязательно финансовый, людей прежде всего беспокоит неопределенность. Когда человек не понимает, что происходит, он ощущает меньше контроля за ситуацией. Это приводит к появлению тревоги: так наш организм сигнализирует, что ему страшно и непонятно, как действовать. В таком состоянии человек работает плохо, уровень стресса растет, а продуктивность снижается.

Задача руководителя — помочь сотрудникам преодолеть тревожное состояние и обрести контроль над ситуацией. Для этого нужно убрать неопределенность: если ситуация сложная, но люди осознают, что происходит, они могут составить план, придумать, как решить проблему.


Дать сотрудникам высказать свои чувства

Свободное выражение эмоций — базовая потребность человека. В сложные времена людям важно проговорить, что им страшно, тревожно и плохо. Возможность поделиться переживаниями помогает справиться со стрессом или травматичным опытом.

Если выражать эмоции получается в коллективе, который внимательно выслушает и окажет поддержку, — еще лучше. Такой опыт помогает почувствовать себя в команде, в условном племени: человек говорит, что чувствует, а остальные его принимают и не выгоняют. Так люди закрывают потребность в безопасности, в ощущении принадлежности.

 

Ограничивать агрессию коллег

В сложных эмоциональных ситуациях людям не всегда удается сохранять контроль над собой. Кто-то начинает грустить, впадает в уныние, у него снижается уровень энергии. Но есть и другая реакция на проблемы — агрессия.

Например, человек может срываться на коллег, в том числе и на общих встречах. Открыто предъявлять претензии, обвинять в унынии, критиковать не результаты работы, а самого человека. Это редко приводит к росту продуктивности — наоборот, атмосфера в коллективе становится напряженнее.

Если кто-то в коллективе начинает проявлять агрессию, руководителю нужно сразу пресекать это. Если в компании принято давать обратную связь и общаться без оценок, доброжелательно и открыто, то руководителю стоит напоминать об этом людям и пресекать любые попытки агрессии.

 

Организовать для сотрудников неформальное общение

Распространенная задача HR-специалиста или руководителя — создать в коллективе неформальную атмосферу. Людям нужно общаться на отвлеченные темы, расслабляться, чувствовать, что рядом единомышленники, на которых можно положиться.

Как правильно действовать. Постарайтесь найти в интересах коллег что-то объединяющее. Например, можно организовать поход на выставку или купить билеты в театр, а потом обсудить представление. Если команда не против, поехать поиграть в футбол. Или просто пойти после работы в бар.


Уделять время своему состоянию

Одна из задач руководителя — следить за эмоциональным состоянием сотрудников, отслеживать появление проблем, поддерживать людей, искать способы помочь. Это непросто, а эмпатия отнимает много сил: нужно выслушать, разобраться с проблемами без унижений, оскорблений, злых шуток.

Чтобы оказывать поддержку сотрудникам, у самого руководителя не должно быть запущенных психологических проблем. Поэтому стоит уделять внимание и себе, и развивать «гибкие навыки».

Руководителю стоит самому обратиться к психологу. Следить за поведением, обращать внимание на свои эмоции при общении с сотрудниками, принятии каких-то решений.


Фото из открытых источников 

Онлайн-заявка на кредит во все банки
Узнайте, какой банк готов выдать вам кредит