menu

Статьи

Как изменится система социальной защиты в Казахстане

1392

Для внедрения новой социальной политики уже разработан проект Социального кодекса. О том, какие новшества предусмотрены в этом документе, депутатам мажилиса рассказала министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова.


Портрет семьи в цифровом формате


Сегодня у государства есть представление о состоянии семей казахстанцев только на основе данных официальной статистики и результатах переписи населения. Предлагается внедрить Цифровую карту семьи или персонифицированную базу казахстанских семей.


По словам министра, эта карта будет формироваться на базе всех действующих информационных систем государственных органов. Уже готова матрица, в которой представлена 6,3 млн казахстанских семей, в которых проживают 19,4 млн всех жителей страны. Также проведена оценка степени благополучия каждой семьи по пяти категориям.


«В результате мы смогли оценить эффективность мер реализуемой в настоящее время социальной политики и ее влияния на благополучие семей. Вместе с тем появилась возможность определить нуждаемость семей и их членов в видах государственной поддержки», - объяснила министр.


Предполагается, что цифровая карта семьи станет инструментом, определяющим среднесрочные и долгосрочные задачи и направления социальной политики государства.


Также на основе проведенной оценки меняется суть адресной помощи. «Теперь мы говорим, что адресная помощь – это не конкретный человек получающий те или иные услуги, а адресная мера, предоставляемая гражданину или семье, которая может вывести его из трудной жизненной ситуации», - сказала Дуйсенова.


Какую поддержку получат семьи


В рамках реализации пилота Цифровой карты чиновники увидели, что многодетные семьи остаются уязвимыми к социальным рискам. Поэтому в рамках Социального Кодекса предусматривается сохранение действующей целостной системы социальной поддержки семей с детьми и изменение ее основных параметров.


Министр отметила, что сегодняшняя система социальной защиты семей с детьми соответствует международным стандартам и включает выплаты по беременности и родам, на рождение ребенка, по уходу за ребенком; выплаты многодетным семьям, многодетным матерям и семьям, имеющим детей с инвалидностью; адресную социальная помощь малообеспеченным семьям.


Новые параметры, которые предусмотрены в проекте Кодекса предполагают расширение государственной поддержки семей, то есть: стартовый капитал для детей до 18 лет, формируемый по поручению Главы Государства за счет перераспределения 50% инвестиционного дохода Нацфонда станет источником дополнительной поддержки семей; увеличивается период выплат по уходу за ребенком; размер пособий многодетным матерям будет увеличен и будет введен новый статус - матери, награжденные подвеской «Алтын алқа» и «Күміс алқа».


Кроме того, предусмотрено, что с 2025 года черта бедности для назначения АСП будет исчисляться исходя из величины медианного дохода вместо нынешнего прожиточного минимума.


«Был изучен опыт стран ОЭСР, более 8 стран используют этот показатель и определяют его как величину, реально отражающую степень благополучия семей. Сегодня черта бедности в США составляет 40% от медианного дохода, в Канаде - 50%, в Швеции, Норвегии, Дании, Австрии, Германии 
и Франции – 60%. Предусматривается внедрение данного опыта», - объяснила Дуйсенова.


Напомним, что в Казахстане медианный доход по итогам 2021 года составил 54,8 тыс. тенге или превышал величину прожиточного минимума в 1,5 раза.

 

Новшества в трудовых отношениях


Государство приоритетом ставит социальную защиту всех граждан страны. Поэтому решено оставить действующую конфигурацию системы страхования по 5-ти социальным рискам - как систему, соответствующая международным стандартам и реальным экономическим условиям.


Но меняется ее целевая задача: система будет направлена не только на осуществление социальных выплат, а прежде всего на стимулирование легальной занятости для повышения уровня социальной защищенности формально занятых граждан.


В этих целях, вносятся изменения в Налоговый кодекс в части введения единого обязательного платежа для наемных работников малого бизнеса. В следующем году предусматривается снижение налоговой нагрузки с 33 до 20%.


«Для лиц, осуществляющих трудовую деятельность через онлайн-платформы (такие как Яндекс Такси, Яндекс GO и т.д.), будет введен специальный налоговый режим. При этом, налоговыми агентами предлагается определить операторов онлайн-платформ, которые будут производить соответствующие платежи от имени занятых граждан», - отметила министр.


При этом предусмотрено снижение страховых тарифов для работодателей, осуществляющих страхование работников от несчастных случаев. Ставки будут иметь минимальные и максимальные значения и выбор этих значений будет зависеть от уровня несчастных случаев, травматизма и профессиональных заболеваний на производстве. Принимаемые меры по снижению ставок будут сопровождаться поэтапным повышением размеров социальных выплат из Государственного фонда социального страхования и страховых компаний.


«На первом этапе размеры социальных выплат по уходу за ребенком до одного года из ГФСС были установлены на уровне 40% от среднемесячного дохода. В итоге сегодня более 85% женщин получают такие выплаты из ГФСС. Ранее большая часть матерей получала базовые выплаты из РБ в размере от 18 до 28 тыс. тенге. Эти меры позволили формализовать деятельность большинства женщин, стимулировать их участие в системе страхования и получать адекватные выплаты. Со следующего года гражданам, потерявшим работу, в соответствии с периодом уплаты взносов предусмотрены выплаты из ГФСС в размере 45% от прежнего дохода до 6 месяцев», - пояснила Дуйсенова.


Пенсионная система: станет ли пенсия больше


Сегодня в пенсионной системе 3 категории пенсионеров. Первая группа (старшее поколение) – это пенсионеры, вышедшие на пенсию до 1 января 1998 года, имеющие полный трудовой стаж. Их численность сегодня составляет более 300 тыс. человек, получающих базовую и трудовую пенсии из республиканского бюджета. Большинство из них получают пенсию в размере от 120 до 160 тыс. тенге.


Вторая группа (сегодняшнее поколение) – пенсионеры, достигшие пенсионного возраста после 1 января 1998 года и в связи с наличием у них трудового стажа до 1 января 1998 года получают из республиканского бюджета базовую и трудовую пенсии. Сейчас численность этих пенсионеров составляет 1,9 млн. человек, к 2030 году ожидается что их количество достигнет 2,6 млн человек. У данной группы будет поэтапно снижаться размер совокупной пенсии, так как уменьшается размер солидарной пенсии из-за снижения накопленного до 1 января 1998 года трудового стажа, и недостаточных пенсионных накоплений из-за небольшого периода участия в накопительной системе.


Третье поколение – это будущие пенсионеры, которые будут выходить на пенсию после 2038 года и получать базовую и накопительную пенсию из ЕНПФ.


«Проблемным является состояние текущих и будущих пенсионеров. Для упреждения этих проблем будут приниматься следующие меры. Для пенсионеров сегодняшнего поколения будут увеличены: размеры базовых пенсий в течение последующих 5 лет; размеры солидарной пенсии за счет доведения максимального дохода для исчисления пенсии с 46 до 55 МРП или до 70% от среднемесячной заработной платы. Для будущих пенсионеров, формирующих пенсию за счет собственных накоплений, будут введены дополнительные пенсионные взносы работодателей. Они будут формировать базу для условно-накопительной пенсии, предусмотренной в действующем законодательстве. Таким образом, представители этой группы будут получать также, как и текущие пенсионеры 3 вида пенсионных выплат: за счет государства – базовую пенсию; за счет работодателей – условно-накопительную пенсию; за счет своих накоплений – накопительную пенсию. Полагаем эти меры обеспечат адекватную к прежним доходам граждан пенсию», - объяснила Дуйсенова.


Кроме того, проектом Кодекса вносятся изменения по расширению прав вкладчиков в управлении своими активами. Так, установленный порог достаточности будет использован исключительно при изъятии вкладчиками пенсионных накоплений на лечение и приобретение жилья. Не более 50% пенсионных накоплений, оставшейся после изъятий, или от всей наколенной суммы, вкладчики могут передать в частное управление путем выбора компании по управлению активами.


При этом государственная гарантия сохранности пенсионных накоплений будет распространяться только на ту часть накоплений, которой управляет Национальный банк. Обеспечение доходности, гарантирующей сохранность пенсионных накоплений, переданных в частное управление, будет возложена на выбранные вкладчиком компании.


Ранее заместитель премьер-министра - министр финансов Ерулан Жамаубаев сообщил, что за 9 месяцев 2022 года государственный бюджет доходов поступило на сумму 11 трлн 177 млрд тенге или план исполнен на 104,8%.


Арина Горбунова


Фото из открытых источников 

0
plusBell

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Акционные предложения

Узнайте, какой банк готов одобрить вам кредит

Оставить заявку!Белая стрелка

Другие новости