Если возникла просрочка по микрокредиту
Сайт Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка - Fingramota.kz сообщил, что заемщики-физлица, имеющие просроченную задолженность, могут решить вопросы по реструктуризации своих кредитов напрямую с кредиторами, которые в обязательном порядке рассматривают их заявления в рамках правового поля.
С первого октября 2021 года вступили в силу поправки в законы о банках и банковской деятельности, а также микрофинансовой деятельности, в части введения единого обязательного порядка урегулирования просроченной задолженности граждан.
Алгоритм действий
Согласно механизму урегулирования, МФО обязаны уведомить заемщика о возникшей просрочке в течение 20 дней с момента ее наступления. В уведомлении кредиторы должны также проинформировать граждан о необходимости внесения платежей с указанием точного размера возникшей просрочки, рассказать им об их праве обратиться в МФО и последствиях невыполнения своих обязательств по микрокредитам.
Заемщики, в свою очередь, в течение 30 дней с даты наступления просрочки должны обратиться в кредитную организацию для реструктуризации микрокредитов с письменным заявлением или иным способом, который прописан в кредитном договоре. В заявлении необходимо указать, в связи с чем возникла просрочка, предложить свои варианты возможной реструктуризации и предоставить подтверждающие документы, свидетельствующие о снижении доходов и невозможности оплачивать по своим обязательствам.
Заявление заемщика подлежит обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению микрофинансовой организацией. При представлении неполных сведений заемщик предоставляет их в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от МФО.
После получения полного пакета документов кредитор рассматривает обращение, при этом учитывая такие факторы, как текущее финансовое положение (платежеспособность) социальное положение заемщика, добросовестное исполнение обязательств по микрокредиту.
Свой ответ кредитор должен предоставить в течение 15 календарных дней. Это согласие, то он может принять предложенные заемщиком изменения в условия договора. Или предложения по изменению условий договора о предоставлении микрокредита. Либо же отказ с указанием мотивированного обоснования причин.
Условия реструктуризации, предложенные заемщиком или кредитором, могут быть в виде: снижения ставки вознаграждения либо значения вознаграждения, отсрочки платежа, изменения метода погашения, увеличения срока займа, прощением просроченного основного долга вознаграждения, отменой неустойки (штрафа).
То или иное решение принимается МФО самостоятельно, без вмешательства финрегулятора, в индивидуальном порядке, исходя из сложившейся жизненной ситуации и финансового положения заемщика.
Внесение изменений в условия договора осуществляется в течение 15 календарных дней со дня принятия такого решения МФО.
Если заемщику не удалось достичь согласия с кредитором по условиям реструктуризации микрозайма, он вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. При этом заемщик обязательно должен предоставить доказательства своего обращения в МФО и недостижения взаимоприемлемого решения. Агентство на основании обращения заявителя в рамках своих полномочий инициирует документальную проверку в отношении кредитора и после завершения проверочных мероприятий предоставит оценку действий кредитной организации касательно всестороннего рассмотрения вопроса и принятого решения кредитором.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter