Эпоха дешевой авиации заканчивается
В условиях объявленной пандемии спрос на перелеты был невелик, а цены держались на относительно низком уровне. Однако сейчас, с восстановлением авиаперевозок, цены пойдут в рост – и этот процесс уже начался. Вместе с COVID-19 уходит и эпоха дешевой авиации, сообщает газета «Известия».
Еще в начале года китайские авиакомпании отменяли топливные надбавки, поскольку цена авиационного топлива упала ниже минимума, при котором эта надбавка полагается. Но с тех пор ситуация начала быстро меняться: цены на нефть взлетели почти в полтора раза, что немедленно разогнало стоимость всех видов топлива. Так, китайские авиакомпании в пятый раз с февраля увеличивают топливную надбавку в билетах. С 5 июля она достигнет рекордных значений — 200 юаней или $30.
Китай — не единственная страна в Восточной Азии, где перелеты быстро дорожают. Это касается как местных, так и трансконтинентальных рейсов. К примеру, полет из Сингапура в Гамбург в экономклассе может обойтись в $5000, тогда как совсем недавно он стоил не более $2000. В целом полеты из Сингапура в апреле текущего года были на 27% дороже, чем в 2019 году, а из Австралии — на 20% дороже. То есть речь идет уже о значительном росте по отношению не к периоду во время пандемии, когда ценник на билеты заметно опустился, но и к допандемийным временам. Объясняется это, в частности, тем, что авиакомпании до сих пор не подняли в воздух весь свой флот, а кроме того, некоторые рейсы, существовавшие до 2020 года, до сих пор так и не восстановлены.
Схожим образом ситуация складывается по другую сторону Тихого океана. В США в 2020 году расценки упали до немыслимых уровней: трансконтинентальный рейс в Европу обходился всего в $200, а, например, в Чили и обратно (путь порядка 12–16 тыс. км) всего в $62. Такие тарифы держались вплоть до начала 2022 года. Но сейчас картина полностью перевернулась.
По данным американских статистиков, в апреле стоимость авиабилетов подскочила на 18,6% по сравнению с мартом, что является абсолютным рекордом месячного роста цен в этом секторе. В среднем за первое полугодие 2022 года рост цен составил 33%. В отдельных случаях фиксировался более чем двукратный рост. Аналитики отмечают, что одновременно совпало сразу множество факторов.
Во-первых, авиатопливо подорожало за год на 150%. Во-вторых, количество мест в американской пассажирской авиации всё еще на 6% уступает допандемийным показателям, тогда как все предыдущие годы до 2019-го оно стабильно росло в соответствии со спросом. Наконец, у авиакомпаний проблема — острая нехватка пилотов и бортпроводников, и вообще, стоимость рабочей силы выросла существенно. Стоит отметить, что особенно остро проблема стоит на внутренних линиях в США, поскольку спрос на них сейчас особенно велик.
Европа на общем фоне еще совсем недавно выглядела островком стабильности. Испанская Volotea в июне предлагала рейсы всего за €1 (а варианты с полетами за €9 доступны и сейчас). Но обстановка меняется очень быстро. Большая часть трансграничных перелетов на континенте, даже на небольшие расстояния, стоит уже от €100. И нет никаких оснований полагать, что это временно.
Прямо сейчас Европа переживает беспрецедентный (если не брать форс-мажор посреди эпидемии) период отмены и задержки рейсов. В пяти крупнейших странах континента только за июнь было отменено 7870 рейсов. Для сравнения, в тот же период в 2019 году показатель было втрое меньше. Традиционные летние направления, например из Лондона в Аликанте, стоят в три раза дороже, чем в прошлом году.
Причины всё те же: спрос зашкаливает, в том числе и из-за того, что из-за ковида огромное количество людей в последние два года не могли выбраться вообще никуда, а с предложением дела обстоят гораздо хуже — людей не хватает. Одновременно Испанию, Францию, Бельгию и другие страны охватила волна забастовок. В сложившейся ситуации персонал вполне резонно решил, что следует выбивать максимальные уступки со стороны корпораций.
Цены на топливо точно так же растут и в Европе, более того, именно здесь проблема в обозримом будущем может стать наиболее острой, поскольку значительную часть своей нефти европейские страны получали из России.
Фото из открытых источников
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter